Мотивационно-потребностная сфера – это различные аспекты личности, ее признаки и свойства, которые определяют направленность ее деятельности, побуждают к выполнению каких-то действий, определенной целевой активности.
Мотивационно-потребностная сфера включает в себя интересы, увлечения, ценностные ориентации личности, ее увлечения, установки, идеалы, мотивы и потребности. Данная сфера основана на мотивации личности, которая имеет свои особенности формирования у разных возрастных групп детей и при разных особенностях психического развития.
Так задержка психического развития ребенка (ЗПР) приводит к особенностям формирования мотивационно-потребностной сферы личности, что связано с отклонением психических процессов ребенка от нормального функционирования и развития.
Развитие мотивов как основного компонента мотивационно-потребностной сферы и их особенности у детей с ЗПР
Мотив – это фактор, побуждающий личность к определенной деятельности, организующий и направляющий ее, выполняющий контрольные функции поведения.
Мотивы поведения являются ведущим компонентом мотивационно-потребностной сферы личности. именно от них зависит положительный настрой ребенка на ту или иную деятельность, формирование желания выполнять то или иное действие, активизация познавательной, физической и иных видов активности.
Мотивация лежит в основе развития ребенка. Только при наличии у него мотивов и потребностей в выполнении каких-либо операций, достижении конкретного результата, возможно достичь успехов в данной области и полноценного развития личности ребенка.
Мотивы ребенка с ЗПР имеют свои особенности формирования. Прежде всего, они характеризуются более медленными темпами развития. Если ребенок младшего школьного возраста с нормальным развитием поступает в школу, с наличием полноценно сформированных мотивов к познанию и учению, то у ребенка с ЗПР, данные мотивы оказываются недостаточно развитыми или неразвитыми в принципе.
Все мотивы мотивационно-потребностной сферы личности делятся на три блока:
- Внешние.
- Внутренние.
- Промежуточно-соревновательные.
Каждый блок мотивов имеет свою специфику развития у ребенка с ЗПР.
Внешние мотивы отражают получение какой-то награды, похвалы или, напротив, наказания за совершенное действие. Ребенок с ЗПР переживает стресс намного интенсивнее, чем обычный ребенок. Поэтому, выполняя какое-то действие, он боится, что не успеет выполнить его вовремя или ошибиться, что активизирует его тревожность, эмоциональный дисбаланс организма и, в итоге успешность его деятельность значительно снижается. Находясь в стрессовом состоянии, ребенок оказывается неспособным сконцентрироваться на выполнении задания, сделать его внимательно и верно.
К внутренним мотивам относятся интересы, желания и потребности ребенка, побуждающие его к совершению различных видов действий. Так, у ребенка с ЗПР преобладают игровые мотивы деятельности т.е. он стремится выполнить какое-то задание, если оно представлено в игровой форме. Также, ребенку с ЗПР свойственно стремление к сохранению привычного для него ритма жизни и деятельности. Он не желает выполнять что-то новое и неизведанное. Ему привычнее совершать операции стандартного типа, с привычными особенностями и ритмом функционирования.
Промежуточно-соревновательные мотивы отражают побудителей к выполнению различных действий, формирующихся на основе сравнения своей деятельности и ее итогов с деятельностью других людей и их успехами. У ребенка с ЗПР наблюдается повышенная чувствительность и они с трудом переживают неудачи. Поэтому, необходимо их поддерживать, подбадривать, хвалить и поощрять близким взрослым. Дети с большим трудом переносят критику взрослых. Она может привести, даже, к развитию депрессивного состояния ребенка. Поддержка ребенка с ЗПР и его начинаний является важным условием его социального развития и активизации познавательного потенциала.
Рисунок 1. Мотивационно-потребностная сфера детей с ЗПР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специфические свойства мотивационного развития ребенка с ЗПР
Мотивационно-потребностная сфера ребенка с задержкой психического развития обладает рядом особенностей:
- Отсутствие познавательной заинтересованности. Ребенок, в силу специфики его психического развития не нуждается в познании, поэтому его познавательные интересы оказываются несформированными вовсе или, имеют слабую степень развития.
- Сниженная мотивация к учебной деятельности. К началу школьного обучения, ребенок с ЗПР, как правило, оказывается не готов к новой социальной среде и новой деятельности. он не проявляет особого интереса к обучению. Это приводит к тому, что любые задания педагога, независимо от того, касаются они учебной или иной деятельности, имеют низкий уровень выполняемости, а то и не выполняются совсем.
- Дисгармония мотивации ребенка с ЗПР в отношении сопоставления его реального уровня развития и личностного потенциала. Это приводит к тому, что реально функционирующие мотивы и то, «как должно быть» находится в дисбалансе. Психика ребенка ЗПР намного отстает от нормального развития, что приводит к проблемам в формировании поведенческих реакций, формировании социального взаимодействия. Поэтому, ребенок может и хотеть учится, ходить в школу, но не осознает для чего это нужно.
- Развитие фрагментарных представлений о различных процессах окружающего мира и социума. Ребенок с ЗПР не может полноценно представить устройство мира и сформировать целостное представление о социальной среде. Это вызывает затруднения в развитии у него желания быть частью социума, строить систему взаимоотношений с его членами. Он не понимает своего предназначения в социальной сфере и не находит своего места в ней.
- Приоритетную позицию в мотивационной сфере занимает мотив избегания т.е. ребенок стремится уйти от выполнения сложных заданий, разрешения трудностей, поскольку не способен вникнуть сразу в суть задания. Он стремится уйти от неудачи его выполнения, поскольку это вызывает у него нервное напряжение и психическое расстройство.