Сущность понятий «гуманизм» и «гуманность»
Гуманизм – это совокупность ценностей и идей, утверждающих значимость бытия всего человечества и его отдельных представителей. Гуманизм выступает общественным идеалом как система ценностных ориентиров и установок.
Часто с понятием «гуманизм» отождествляется понятие «гуманность». Чаще всего гуманизм рассматривают в качестве философско-идеологического понятия, названия философской системы, поэтому его исследование отдают компетенции философского спектра наук. Гуманность же рассматривают в качестве психологического понятия, в котором отражена одна из наиболее важных черт личностной направленности.
Гуманизм в качестве системы философских взглядов, в качестве направления общественной мысли, оформился в эпоху Возрождения. Его провозгласили, как противоположность феодально-церковной идеологии, которой утверждалась мысль о том, что человеческая природа ничтожна, а аскетизм и презрение к плотским удовольствиям и бренным благам были утверждены как высшая добродетель человека.
Гуманистические идеи, которые были связаны с пониманием человека в качестве части природы, и самоценности его личности, требованием полностью удовлетворить его земные потребности, включая потребности реализации характерных для индивида способностей и возможностей, составляли основу ведущей мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм в качестве идейно-ценностного комплекса включал в себя все высшие ценности, которые были выработаны человечеством за время долгого и противоречивого пути развития и ставших общечеловеческими: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство, братство, коллективизм и интернационализм и пр.
Самостоятельность гуманизма как философской системы
Гуманизм представляет отдельную и глобальную философскую систему. Его самостоятельность определена автономностью, универсальностью и фундаментальностью гуманистических идей, единством целей и средств.
Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи можно выделить из религиозных, исторических и идеологических посылок. На уровень развития гуманистического мировоззрения влияет накопленный человеческий опыт по реализации транскультурных норм совместной жизни, включая сотрудничество, благожелательность, честность, лояльность и терпимость к другим.
Универсальность гуманистических идей обуславливается их применением ко всем людям и социальным системам. Гуманистическое мировоззрение предполагает возможность выхода за рамки культурной относительности, национальные, экономические, религиозные, расовые и идеологические различия. Это отражается правом всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу.
Фундаментальность гуманистических идей определена тем, что их можно рассматривать в качестве чего-то вторичного, отражающего основные условия общественной жизни. Ценности гуманизма – это не второстепенные элементы отдельных надстроек, по своей значимости их можно соотнести с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.
Единство целей и средств гуманистического мировоззрения затрагивает пересечение любых попыток добиться своих целей любыми средствами. Нельзя игнорировать гуманистические принципы из-за стратегической необходимости.
Гуманность как одно из качеств личности
Гуманистическое мировоззрение в качестве обобщенной системы взглядов, убеждений и идеалов выстраивается вокруг человека, как центра всего. Гуманизм представляет собой основу системы некоторых взглядов на мир, а человек – тот системообразующий фактор, ядро гуманистического мировоззрения. При этом в гуманистическом мировоззрении отражено многообразие отношений к человеку и обществу, то есть ко всему миру. Поэтому гуманность – это не просто черта личности. Черта – это только отдельное свойство или отличительная особенность. В связи с этим гуманность нужно рассматривать в качестве сверххарактеристики личности, включающей комплекс личностных свойств, которые выражаются бережным отношением человека к человеку.
Названные свойства проявляют себя и формируются в человеческих взаимоотношениях, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях отражены духовные потребности индивида, стремление видеть в другом человеке друга, брата, жить ради блага другого человека, получать удовлетворение от жизни. Если же человеческие отношения негуманны, то это затрудняет формирование позитивных свойств и потребностей. Например, в школе учитель всегда уделяет больше времени детям из сложных семей.
Психология понимает под гуманностью обусловленную нравственными нормами и ценностями систему установок личности на социальные объекты, представленную в сознании переживанием сострадания и сорадования, она реализуется общением и деятельностью в аспектах содействия и соучастия.
Иными словами, под гуманностью понимают личностное качество, которое представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, которыми выражается осознанное и сопереживаемое отношение к человеку в качестве высшей ценности.
Основная характеристика гуманизма – человечность, центральный момент которой – устремленность в будущее, к свободной реализации своего творческого потенциала, вера в себя и возможность достичь «Я идеальное». Также следует упомянуть о контексте, характеризующем гуманность личности, проявляющуюся в качествах, которые связаны со способностью сопереживать, содействовать и соучаствовать. Поэтому ключевая социально-педагогическая установка гуманизма – восхождение к личности.
Позитивная направленность свойственна процессам, имеющим своей целью развитие человека, людей, которые его окружают, среды обитания, а значит и всего человечества.
В понятии личности отражается не только фактическое состояние социальных личностных свойств, но выражает в нем идеал, представляя ценностное понятие. По мнению А. Швейцера, идеал культурного человека представляет не что иное, как идеал человеческой личности, который в любых условиях сохраняет истинную человечность. Такой идеал является одновременно достижимым и недостижимым, но главное в нем – определить траекторию развития и саморазвития личности, что представляет аксиологическую функцию личности.