Историческое развитие домашнего воспитания
Домашнее воспитание – это воздействие на развитие ребенка всех факторов семейного быта, уклада и членов семьи.
Реализация семейного воспитания осуществляется за счет влияния родителей на ребенка, их взаимоотношений и отношения к ребенку, обстановки, существующей в доме, наличия бытовых проблем, традиций и обычаев, духовно-нравственного устройства дома.
Домашнее воспитание не является веянием нового времени. Оно прошло длительный исторический период своего становления и развития. Рассмотрим основные этапы формирования домашнего воспитания:
- Древние времена. Зарождение домашнего воспитания относится примерно к VI веку. В период VI-IX веков в племенах древних славян стали появляться воспитательные элементы в обращении с детьми. В этот период детей начали обучать законам жизни и практическим навыкам специальные наставники. Постепенно, эта функция перешла к ближайшим родственникам или соседям, при их отсутствии. Однако, воспитание детей сторонними лицами просуществовало не так уж долго. Уже в VIII веке начинает зарождаться семейное воспитание. Воспитателями детей, прежде всего, становились сами родители, а также старшие братья и сестры. Домашнее воспитание предполагало обучение практическим трудовым навыкам, ведению домашнего хозяйства и закладывание духовных ценностей.
- Зарождение феодального строя на Руси. Этот период относится к Х-ХII векам. В этот период происходит развитие первых законов воспитания, которые были достаточно жесткими. В основном они затрагивали вопросы неповиновения детей, которые подвергались частым телесным наказаниям за любые провинности и неповиновение взрослым. В то время, не существовало понятие равноправия, а тем более равноправия между детьми и взрослыми. Ребенка можно было подвергнуть любому наказанию и даже убить за серьезную провинность.
- Эпоха Средневековья была ориентирована на домашнее обучение. Это касалось представителей знатных сословий. Они приглашали для своих детей домашних-педагогов. Крестьяне не обучались и не имели навыков чтения и письма.
- Период правления Петра I. В это время происходит изменение подходов в домашнем воспитании и обучении. Это обусловлено реформаторской политикой императора и его ориентацией на западноевропейский уклад развития. Обучение на дому проводилось, по-прежнему, приходящими педагогами, которые являлись служителями церкви, канцелярскими служащими, унтер-офицерами в отставке, а также иностранными педагогами, которые специально приглашались из-за границы.
- XVIII век – эпоха гувернерства. Детей учили иностранным языкам, танцам, прививали манеры поведения. при этом, обучению наук не уделялось должного внимания, что отрицательно сказывалось на образованности подрастающего поколения.
- XIX век характеризуется продолжением гувернерства. Однако, в этот период уделяется внимание обучению детей естественным наукам, литературе и родному языку.
- Советский союз. Домашнее воспитание и обучение, гувернерство находились под запретом в этот период. Была введена государственная образовательная система, которая не исключала существования репетиров т.е. педагогов, деятельность которых ориентирована на компенсацию недочетов образования.
- Современный этап развития образования. Он начался с 90-х годов XX века. В этот период происходит переориентация системы образования на личностно-ориентированную направленность. Домашнее обучение и воспитание становится значимым направлением развития. Существуют специальные школы для подготовки домашних педагогов, внедряется система дистанционного обучения.
Домашнее воспитание как педагогическая проблема
Социально-экономический этап общественного развития обуславливает развитие проблем домашнего воспитания. Они касаются с построением семейных взаимоотношений, взаимоотношениями между родителями и детьми, распределения ролевых функций между членами семьи, социальным положением супругов, их профессиональной занятостью.
Разнообразные проблемы семейных взаимоотношений, семейного быта и эмоциональной обстановки приводят к тому, что домашнее воспитание становится острой педагогической проблемой. Она связана с тем, что домашнее воспитание:
- Испытывает дисгармонию в связи с дисбалансом семейных взаимоотношений;
- Имеет тенденции развития жестокого обращения с детьми (чаще всего это происходит в неблагополучных семьях: родители с асоциальным поведением, психическими расстройствами, принудительные брачные узы и т.д.);
- Становится противоречивым. С одной стороны, семейное воспитание является основой развития подрастающего поколения и его социализации, а с другой стороны, неправильно построенные семейные взаимоотношения, дисгармония в воспитании приводит к развитию серьезных проблем в психическом и иных направлениях развития ребенка;
- Тенденция развития домашнего воспитания в направлении разрушения «домашней школы». Ранее, в семье происходило воспитание будущих родителей, шла подготовка детей к дальнейшей семейной жизни, институту брака.
На сегодняшний день, разводы, гражданские браки, рост числа матерей-одиночек, рост социального сиротства являются приоритетной социальной проблемой. Поэтому, педагогическая наука занимается исследованием ее истоков и ориентацией развития современной семьи, наделенной воспитательным потенциалом. Воспитательная функция семьи лежит в основе успешного развития современного общества.
Текущий этап социального развития обуславливает переход контрольных функций функционирования семьи, координации ее развития с внешних регуляторов – религия, общественное мнение, социальный контроль, традиции, обычаи, патриархальные режим подчинения женщин мужчинам, экономическая зависимость на внутренние регуляторы – эмоциональная привязанность членов семьи, чувство долга и ответственности, любовь, взаимоуважение, стремление членов семьи в ее сохранении и развитии, желание идти на компромисс и обеспечить нормальное, гармоничное всестороннее развитие своему ребенку.
На сегодняшний день внутренние регуляторы нельзя назвать абсолютно развитыми. В этом и заключается проблема педагогической науки. Она занимается поиском путей достижения гармоничного развития подрастающего поколения в условиях семьи и социальной действительности.