Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема

Историческое развитие домашнего воспитания

Определение 1

Домашнее воспитание – это воздействие на развитие ребенка всех факторов семейного быта, уклада и членов семьи.

Реализация семейного воспитания осуществляется за счет влияния родителей на ребенка, их взаимоотношений и отношения к ребенку, обстановки, существующей в доме, наличия бытовых проблем, традиций и обычаев, духовно-нравственного устройства дома.

Домашнее воспитание не является веянием нового времени. Оно прошло длительный исторический период своего становления и развития. Рассмотрим основные этапы формирования домашнего воспитания:

  1. Древние времена. Зарождение домашнего воспитания относится примерно к VI веку. В период VI-IX веков в племенах древних славян стали появляться воспитательные элементы в обращении с детьми. В этот период детей начали обучать законам жизни и практическим навыкам специальные наставники. Постепенно, эта функция перешла к ближайшим родственникам или соседям, при их отсутствии. Однако, воспитание детей сторонними лицами просуществовало не так уж долго. Уже в VIII веке начинает зарождаться семейное воспитание. Воспитателями детей, прежде всего, становились сами родители, а также старшие братья и сестры. Домашнее воспитание предполагало обучение практическим трудовым навыкам, ведению домашнего хозяйства и закладывание духовных ценностей.
  2. Зарождение феодального строя на Руси. Этот период относится к Х-ХII векам. В этот период происходит развитие первых законов воспитания, которые были достаточно жесткими. В основном они затрагивали вопросы неповиновения детей, которые подвергались частым телесным наказаниям за любые провинности и неповиновение взрослым. В то время, не существовало понятие равноправия, а тем более равноправия между детьми и взрослыми. Ребенка можно было подвергнуть любому наказанию и даже убить за серьезную провинность.
  3. Эпоха Средневековья была ориентирована на домашнее обучение. Это касалось представителей знатных сословий. Они приглашали для своих детей домашних-педагогов. Крестьяне не обучались и не имели навыков чтения и письма.
  4. Период правления Петра I. В это время происходит изменение подходов в домашнем воспитании и обучении. Это обусловлено реформаторской политикой императора и его ориентацией на западноевропейский уклад развития. Обучение на дому проводилось, по-прежнему, приходящими педагогами, которые являлись служителями церкви, канцелярскими служащими, унтер-офицерами в отставке, а также иностранными педагогами, которые специально приглашались из-за границы.
  5. XVIII век – эпоха гувернерства. Детей учили иностранным языкам, танцам, прививали манеры поведения. при этом, обучению наук не уделялось должного внимания, что отрицательно сказывалось на образованности подрастающего поколения.
  6. XIX век характеризуется продолжением гувернерства. Однако, в этот период уделяется внимание обучению детей естественным наукам, литературе и родному языку.
  7. Советский союз. Домашнее воспитание и обучение, гувернерство находились под запретом в этот период. Была введена государственная образовательная система, которая не исключала существования репетиров т.е. педагогов, деятельность которых ориентирована на компенсацию недочетов образования.
  8. Современный этап развития образования. Он начался с 90-х годов XX века. В этот период происходит переориентация системы образования на личностно-ориентированную направленность. Домашнее обучение и воспитание становится значимым направлением развития. Существуют специальные школы для подготовки домашних педагогов, внедряется система дистанционного обучения.

Домашнее воспитание как педагогическая проблема

Социально-экономический этап общественного развития обуславливает развитие проблем домашнего воспитания. Они касаются с построением семейных взаимоотношений, взаимоотношениями между родителями и детьми, распределения ролевых функций между членами семьи, социальным положением супругов, их профессиональной занятостью.

Разнообразные проблемы семейных взаимоотношений, семейного быта и эмоциональной обстановки приводят к тому, что домашнее воспитание становится острой педагогической проблемой. Она связана с тем, что домашнее воспитание:

  1. Испытывает дисгармонию в связи с дисбалансом семейных взаимоотношений;
  2. Имеет тенденции развития жестокого обращения с детьми (чаще всего это происходит в неблагополучных семьях: родители с асоциальным поведением, психическими расстройствами, принудительные брачные узы и т.д.);
  3. Становится противоречивым. С одной стороны, семейное воспитание является основой развития подрастающего поколения и его социализации, а с другой стороны, неправильно построенные семейные взаимоотношения, дисгармония в воспитании приводит к развитию серьезных проблем в психическом и иных направлениях развития ребенка;
  4. Тенденция развития домашнего воспитания в направлении разрушения «домашней школы». Ранее, в семье происходило воспитание будущих родителей, шла подготовка детей к дальнейшей семейной жизни, институту брака.
«Генезис домашнего воспитания в России как историко-педагогическая проблема» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На сегодняшний день, разводы, гражданские браки, рост числа матерей-одиночек, рост социального сиротства являются приоритетной социальной проблемой. Поэтому, педагогическая наука занимается исследованием ее истоков и ориентацией развития современной семьи, наделенной воспитательным потенциалом. Воспитательная функция семьи лежит в основе успешного развития современного общества.

Текущий этап социального развития обуславливает переход контрольных функций функционирования семьи, координации ее развития с внешних регуляторов – религия, общественное мнение, социальный контроль, традиции, обычаи, патриархальные режим подчинения женщин мужчинам, экономическая зависимость на внутренние регуляторы – эмоциональная привязанность членов семьи, чувство долга и ответственности, любовь, взаимоуважение, стремление членов семьи в ее сохранении и развитии, желание идти на компромисс и обеспечить нормальное, гармоничное всестороннее развитие своему ребенку.

На сегодняшний день внутренние регуляторы нельзя назвать абсолютно развитыми. В этом и заключается проблема педагогической науки. Она занимается поиском путей достижения гармоничного развития подрастающего поколения в условиях семьи и социальной действительности.

Дата последнего обновления статьи: 26.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot