Читательские интересы в младшем школьном возрасте
Читательский интерес – это положительное отношение к тем или иным литературным жанрам.
В младшем школьном возрасте формирование читательских интересов имеет свои особенности. Они обусловлены развитием эмоциональной сферы ребенка семи – восьми летнего возраста. В произведениях литературы дети ищут ярких эмоций и впечатлений, в которых они испытывают острую потребность. Кроме того, в этот период воображение ребенка находится в активной фазе развития, и дети проявляют интерес к литературе, к героям произведений, поскольку, в ходе чтения воображение играет весомую роль, активно работает.
Читательские интересы учащихся необходимо поддерживать и развивать, чтобы интерес к чтению не угас и перешел на более высокую ступень развития.
Среди особенностей развития читательских интересов младших школьников можно выделить следующие:
- Эмоциональное восприятие литературных произведений. Потому, для чтения требуется выбирать такие произведения, которые затрагивают чувства и эмоции учащихся и активизируют их эмоциональный всплеск.
- Установление связи и сопоставления мира, отраженного в литературных произведениях, с реальным миром.
- Проявление отзывчивости к замыслу произведения и художественному слову. Учащиеся младшего школьного возраста могут подмечать различные психологические подробности, которые взрослый может, попросту, не заметить.
- Умение вживаться в образ героев произведений. Читатели берут на себя их роли и воплощают их в реальности.
- Навыки сближения персонажей в рамках одного произведения или нескольких.
- Различие предпочтений в выборе литературных жанров, произведений и формировании читательских интересов по гендерному признаку. Мальчики и девочки выбирают разные жанры литературных произведений для чтения, т.е. их эмоциональный отклик на один и тот же литературный жанр, на одно и то же литературное произведение неодинаков.
Данные особенности учитываются при разработке образовательных программ и организации педагогом занятий по внеклассному чтению. Выбор литературы для чтения младших школьников должен производиться с учетом их гендерных различий и предпочтений, а также уровнем развития эмоциональной сферы и развитостью воображения конкретных учащихся.
Отличия читательских интересов учащихся начальной школы разных полов
В развитии читательского интереса учащихся начальной школы, как было отмечено выше, важное значение играет учет гендерных различий учащихся и их предпочтений в чтении. Ранее, при составлении образовательной программы эти различия не рассматривались. Также, педагоги не обращали на них внимания при формировании читательских интересов учащихся, предоставлении списка книг для внеклассного чтения. На сегодняшний день, происходят изменения в разработках образовательных программ по дисциплине «литературное чтение». Они касаются гендерных отличий учащихся и возможностей развития читательских интересов разных полов конкретными педагогическими методами и средствами.
Следует выделить следующие отличительные черты формирования читательских интересов у мальчиков и девочек младшего школьного возраста:
- Потребность в чтении неодинаково развита у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Как правило, у девочек потребность в чтении наиболее ярко выражена, чем у мальчиков. Их потребность в чтении начинает формироваться только к девяти – десяти летнему возрасту.
- Процесс чтения обоих полов данной возрастной группы характеризуется неосознанностью.
- Приоритет в чтении отдается рассказам, как мальчиками так и девочками семилетнего возраста.
- К восьми – девяти годам у девочек формируется интерес к чтению поэзии, романов, тогда как мальчикам интересны фантастические рассказы и их увлекает чтение энциклопедий. Девочек младшего школьного возраста очень трудно заинтересовать чтение энциклопедий.
- Восприятие героев произведений разными полами соответствует установленным в обществе гендерным стереотипам. Мальчики обращают внимание на положительные действия героев, их поступки, храбрость, спасение мира. Девочки же, подмечают поведения героев мужского пола, его отрицательные аспекты: хулиганство, непослушание, нарушение правил. Героев женского пола и мальчики, и девочки оценивают по их умениям готовить, вести домашнее хозяйство, воспитывать детей.
- К концу младшего школьного возраста, девочки отдают предпочтение чтению художественной литературы, тогда как мальчики начинают увлекаться научно-популярными изданиями.
- Слабо развитый интерес обоих полов к учебной литературе.
Условия отбора литературы для развития читательских интересов младших школьников
Как правило, образовательная программа начальной школы по дисциплине «чтение» включает в себя произведения русских классиков. Они не всегда бывают понятны и интересны учащимся разных полов, а, потому, не стимулируют развитие их читательского интереса.
Отбор литературы для чтения на уроках и внеклассного чтения должен производиться с учетом гендерных литературных предпочтений учащихся. Здесь, важно, соблюдение следующих условий:
- Учет реальных читательских интересов учащихся и их предпочтений;
- Изучение книг разных жанров. Это обеспечит удовлетворение интересов обоих полов и индивидуальных читательских интересов учащихся;
- Организация внеклассного чтения в опоре на гендерные различия учащихся и их читательские предпочтения. Могут быть организованы внеклассные часы чтения отдельно для мальчиков и для девочек;
- Развитие положительных эмоций от чтения т.е. мотивация к чтению.
В опоре на эти условия выбираются методы и приемы педагогической деятельности, позволяющие развивать читательский интерес у учащихся разных полов и разного уровня развития.