Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формы и содержание образовательной деятельности в культурно-историческом подходе

Сущность культурно-исторического подхода в образовательной деятельности

Определение 1

Культурно-исторический подход в образовании – это подход, определяющий процессы воспитания и обучения как способы приобщения детей к национальной культуре и мировым ценностям, а также как способы развития творческих способностей и наклонностей.

В настоящее время происходит интенсивная трансформация содержания культурно-исторического подхода в образовательную деятельность образовательных учреждений страны. Данный подход представляется как одно из ведущих направлений развития детей, посредством знакомства их с историей и культурой своего народа и страны. В связи с чем, особое значение приобретает осмысление методики форм и содержания культурно-исторической образовательной деятельности, в рамках современной гуманистической парадигмы.

Изучение проблем внедрения форм и содержания образовательной деятельности в рамках культурно-исторического подхода, требует от исследователей изучение внутренней деятельности образовательного учреждения и его взаимодействия с культурно-историческими институтами (музеи, театры и т.д.).

Содержание культурно-образовательной деятельности включает в себя несколько составляющих, каждая из которых находится в тесной взаимосвязи с реальной социокультурной ситуацией в стране, методологией учебных наук, а также общенациональных и мировых тенденций образования.

Уровни восприятия формы и содержания образовательной деятельности в культурно-историческом подходе

Содержание образовательной деятельности в рамках культурно-исторического подхода, целесообразно представить в виде трех уровней:

  • Первый уровень – включает в себя авторское содержание учебного материала, которое требует правильного оформления и представления учащимся, так как оно не всегда может совпадать с их восприятием.
  • Второй уровень – состоит из «осознаваемого содержания» и рефлексии учащихся. Кроме того, данный уровень включает в себя речевые реакции учащихся, их понимание и восприятие культурно-исторического материала.
  • Третий уровень – подразумевает скрытое или неразвернутое содержание, которое связано с еще неосознаваемым содержанием учебного материала учащимися. Данный уровень предусматривает наличие активного участия учащихся в познании и восприятии культурно-исторического учебного материала, овладение навыками по выделению скрытого в нём смысла и взаимосвязи с реальным временем.
«Формы и содержание образовательной деятельности в культурно-историческом подходе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Последовательное прохождение данных уровней гарантирует не только получение учащимися определенных учебных знаний, но культурно-историческое обогащение, расширение собственного кругозора и мировоззрения.

В культурно-историческом подходе большое значение имеет не только опыт прошлого, но и выражение (значение) этого опыта в настоящее время, его роль для будущего. В связи с чем, культурно-образовательная деятельность очень актуальна в настоящее время, так как она направлена не только на получение определенных исторических и культурных знаний, но и формирования умения применять их в рамках современности.

Выделяют несколько типов соотношения содержания и формы культурно-образовательной деятельности:

  1. Культурно-исторические материалы, используемые в образовательном процессе, представляют собой не только собственно предметы, но и их вербальное сопровождение. В рамках образовательного процесса тот или иной культурно-исторический материал, в зависимости от его объема, может быть представлен во время одного учебного урока, либо же может быть разработана целая программа по его изучению.
  2. Усвоение культурно-исторических знаний и опыта осуществляется посредством использования практических форм организации образовательного процесса. Сюда входят организованные экскурсии, походы в театр, музей, парки и т.д. При таком подходе полученные знания представляются учащимся многозначительнее и содержательнее.
  3. Опосредованная форма организации знакомства с культурно-историческими экспозициями и материалами. Это могут быть организованные тематические викторины, конференции, праздники, олимпиады и т.д., которые проходят в пространстве, содержащем культурно-исторические экспозиции.

Таким образом, культурно-исторический подход актуализирует приоритетные направления содержания и форм образовательной деятельности. Изменение культурно-исторического содержания образовательной деятельности, приводит к появлению новых форм обучения, а также трансформации и обогащению уже имеющихся.

Характеристика основных форм и содержания культурно-исторического подхода в образовании

Практика показывает, что в разные исторические периоды были актуальные разные формы организации образовательной деятельности. Однако ряд форм на протяжении длительного времени сохраняют свою востребованность, в связи с высокой результативностью. К таким формам относятся экскурсии, лекции, кружки, консультации и т.п. Однако содержание данных форм может меняться и трансформироваться, в зависимости от потребностей общества и социокультурной ситуации в стране.

Таким образом, можно выделить такое свойство форм культурно-исторического подхода в образовании как цикличность. Цикличность имеет точки минимума и максимума, то есть актуализации формы происходит не линейно, а имеет хронологическую прерывность.

Под содержанием культурно-исторического подхода в образовании понимают внешнее отражение темы или идеи. Кроме того, содержание может быть внутренним и внешним.

Определение 2

Внутреннее содержание культурно-исторического знания – это упорядоченные знания и умения, которые учащиеся получают в процессе организованной образовательной деятельности.

Внешнее содержание культурно-исторического знания – это внешнее эстетическое оформление представляемого учащимся культурно-исторического материала.

Существуют специфические закономерности отношения формы и содержания образовательной деятельности в рамках культурно-исторического подхода. Возможен переход внешней формы культурно-исторического знания во внутреннюю, т.е. содержание, когда внешняя форма является и смысловой частью внутренней.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot