Сущность культурно-исторического подхода в образовательной деятельности
Культурно-исторический подход в образовании – это подход, определяющий процессы воспитания и обучения как способы приобщения детей к национальной культуре и мировым ценностям, а также как способы развития творческих способностей и наклонностей.
В настоящее время происходит интенсивная трансформация содержания культурно-исторического подхода в образовательную деятельность образовательных учреждений страны. Данный подход представляется как одно из ведущих направлений развития детей, посредством знакомства их с историей и культурой своего народа и страны. В связи с чем, особое значение приобретает осмысление методики форм и содержания культурно-исторической образовательной деятельности, в рамках современной гуманистической парадигмы.
Изучение проблем внедрения форм и содержания образовательной деятельности в рамках культурно-исторического подхода, требует от исследователей изучение внутренней деятельности образовательного учреждения и его взаимодействия с культурно-историческими институтами (музеи, театры и т.д.).
Содержание культурно-образовательной деятельности включает в себя несколько составляющих, каждая из которых находится в тесной взаимосвязи с реальной социокультурной ситуацией в стране, методологией учебных наук, а также общенациональных и мировых тенденций образования.
Уровни восприятия формы и содержания образовательной деятельности в культурно-историческом подходе
Содержание образовательной деятельности в рамках культурно-исторического подхода, целесообразно представить в виде трех уровней:
- Первый уровень – включает в себя авторское содержание учебного материала, которое требует правильного оформления и представления учащимся, так как оно не всегда может совпадать с их восприятием.
- Второй уровень – состоит из «осознаваемого содержания» и рефлексии учащихся. Кроме того, данный уровень включает в себя речевые реакции учащихся, их понимание и восприятие культурно-исторического материала.
- Третий уровень – подразумевает скрытое или неразвернутое содержание, которое связано с еще неосознаваемым содержанием учебного материала учащимися. Данный уровень предусматривает наличие активного участия учащихся в познании и восприятии культурно-исторического учебного материала, овладение навыками по выделению скрытого в нём смысла и взаимосвязи с реальным временем.
Последовательное прохождение данных уровней гарантирует не только получение учащимися определенных учебных знаний, но культурно-историческое обогащение, расширение собственного кругозора и мировоззрения.
В культурно-историческом подходе большое значение имеет не только опыт прошлого, но и выражение (значение) этого опыта в настоящее время, его роль для будущего. В связи с чем, культурно-образовательная деятельность очень актуальна в настоящее время, так как она направлена не только на получение определенных исторических и культурных знаний, но и формирования умения применять их в рамках современности.
Выделяют несколько типов соотношения содержания и формы культурно-образовательной деятельности:
- Культурно-исторические материалы, используемые в образовательном процессе, представляют собой не только собственно предметы, но и их вербальное сопровождение. В рамках образовательного процесса тот или иной культурно-исторический материал, в зависимости от его объема, может быть представлен во время одного учебного урока, либо же может быть разработана целая программа по его изучению.
- Усвоение культурно-исторических знаний и опыта осуществляется посредством использования практических форм организации образовательного процесса. Сюда входят организованные экскурсии, походы в театр, музей, парки и т.д. При таком подходе полученные знания представляются учащимся многозначительнее и содержательнее.
- Опосредованная форма организации знакомства с культурно-историческими экспозициями и материалами. Это могут быть организованные тематические викторины, конференции, праздники, олимпиады и т.д., которые проходят в пространстве, содержащем культурно-исторические экспозиции.
Таким образом, культурно-исторический подход актуализирует приоритетные направления содержания и форм образовательной деятельности. Изменение культурно-исторического содержания образовательной деятельности, приводит к появлению новых форм обучения, а также трансформации и обогащению уже имеющихся.
Характеристика основных форм и содержания культурно-исторического подхода в образовании
Практика показывает, что в разные исторические периоды были актуальные разные формы организации образовательной деятельности. Однако ряд форм на протяжении длительного времени сохраняют свою востребованность, в связи с высокой результативностью. К таким формам относятся экскурсии, лекции, кружки, консультации и т.п. Однако содержание данных форм может меняться и трансформироваться, в зависимости от потребностей общества и социокультурной ситуации в стране.
Таким образом, можно выделить такое свойство форм культурно-исторического подхода в образовании как цикличность. Цикличность имеет точки минимума и максимума, то есть актуализации формы происходит не линейно, а имеет хронологическую прерывность.
Под содержанием культурно-исторического подхода в образовании понимают внешнее отражение темы или идеи. Кроме того, содержание может быть внутренним и внешним.
Внутреннее содержание культурно-исторического знания – это упорядоченные знания и умения, которые учащиеся получают в процессе организованной образовательной деятельности.
Внешнее содержание культурно-исторического знания – это внешнее эстетическое оформление представляемого учащимся культурно-исторического материала.
Существуют специфические закономерности отношения формы и содержания образовательной деятельности в рамках культурно-исторического подхода. Возможен переход внешней формы культурно-исторического знания во внутреннюю, т.е. содержание, когда внешняя форма является и смысловой частью внутренней.