Адаптация ребёнка к школе как психологическая проблема
Способность к адаптации – это основополагающее человеческое качество, состоящее из всех видов врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенным набором физиологических реакций.
Адаптация – это приспособление к постоянно изменяющимся социальным и психологическим условиям с использованием разнообразных знаний и умений.
В психологии главный фактор, обуславливающий развитие ребенка 6,5-7 лет – изменение социальной ситуации развития, которая связана с поступлением ребенка в 1 класс. В связи с этим, у ребенка меняются отношения с близкими взрослыми и ровесниками. Ребенок получает еще одного значимого взрослого – учителя, и также получает ряд новых обязанностей, которые ему необходимо выполнять максимально хорошо.
Физиологи выделили несколько этапов приспособления ребенка к новым условиям:
- физиологическая буря – первые 2-3 недели обучения – это период значительного напряжения организма ребенка в ответ на все новые воздействия, то есть дети затрачивают значительную часть ресурсов своего организма. В связи с этим может отмечаться частая заболеваемость первоклассников;
- неустойчивое приспособление – ребенок находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты ответных реакций на новые условия;
- относительно устойчивое приспособление – организм ребенка реагирует на нагрузки меньшим напряжением.
Весь адаптационный период длится 2-6 месяцев, в зависимости от индивидуальной реакции каждого ребенка. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения детского организма может стать капризность ребенка дома, снижение способности контролировать свое поведение.
К факторам риска в развитии ребенка, влияющим на скорость протекания адаптации, можно отнести заболевания матери в период беременности, особенности течения родов, болезни ребенка в первый год жизни, наличие хронических заболеваний и т.д. Но не только хронические заболеванию воздействуют на успешность прохождение процесса адаптации ребенка к школе, но и частые простудные заболевания.
Изменения окружающей действительности, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, а также повышение требований к самостоятельности, интенсивные физические и умственные нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряженность и тревогу, что провоцирует синдром школьной дезадаптации.
Ее симптомами может быть неуспеваемость, низкая мотивация учения, сохранение дошкольной ориентации на внешние школьные атрибуты, низкое развитие произвольного внимания и поведения, эмоциональное неблагополучие, повышенная тревожность, плаксивость, конфликты с учителями и одноклассниками, психосоматические заболевания, искажения личностного развития.
Г. М. Чуткина в своих исследованиях выделяла три уровня адаптации детей к школе:
- высокий – ученик положительно относится к школе, воспринимает все требования адекватно, легко усваивает учебный материал, может решать углубленные задачи, прилежен и внимательно слушает учителя;
- средний – ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает негативных реакций, понимает учебный материал при ясном и наглядном его изложении учителем. Сосредоточен только если занять чем-то интересным для него, добросовестно выполняет поручения;
- низкий – ученик относится к школе отрицательно или индифферентно, часто жалуется на плохое самочувствие. Преимущественно пребывает в подавленном настроении, отмечаются нарушения дисциплины, учебный материал усваивается фрагментарно. Испытывает затруднения в самостоятельной работе, требует постоянного контроля.
Содержание деятельности педагога на стадии адаптации первоклассников к условиям школы
Цель педагогов в работе с детьми, которые переходят из детского сада в школу, включает:
- определение готовности ребенка учиться в новых условиях;
- оказание помощи детям с низким уровнем такой готовности.
Выделяют ряд компонентов содержания понятия «готовность к обучению в школе»:
- сформированность основных компонентов учебной деятельности и успешное освоение учениками программного материала;
- сформированность у ребенка новообразований дошкольного возраста – производительности, рефлексии, мышления понятиями;
- качественно новый и более взрослый тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками;
- эмоциональная готовность учиться в школе, выражаемая адекватностью переживаний и предупреждение повышенной школьной тревожности;
- личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ребенка обучаться в данной школе.
Иными словами, адаптированный ученик 5-го класса имеет желание ходить в школу и принимать участие в общественной жизни, общаться с учителями, а также отличается хорошим настроением и успеваемостью на уровне 1-го класса. Если ребенок решает свои школьные проблемы, привлекая родителей, у него формируется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю, пребывает в подавленном настроении и не хочет ходить в школу, то есть процесс адаптации протекает неуспешно.
Чтобы этап адаптации был пройден более успешно, предусмотрены следующие этапы его организации со стороны педагогов:
- разработать с помощью психолога программу адаптации учеников;
- составить программу адаптационного периода, учитывая возможности учителей и детей, основанные на базовой программе;
- создать с помощью администрации школы, организационные условия, которыми будет обеспечен адаптационный период для детей – изменить расписание, предоставить кабинеты для работы и пр.;
- привлекать других специалистов – учителей физкультуры, руководителей театральных кружков и пр., чтобы помочь ученикам преодолеть период адаптации.
На основании результатов наблюдений учителя начальной школы и психодиагностических исследований подготавливают не только характеристику каждого класса, но и развернутую психолого-педагогическую карту на каждого первоклассника. В ней психолог и классный руководитель дают характеристику личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере ребенка.
Коррекционный этап работы с учениками целесообразно начинать во втором полугодии первого класса. Основной задачей является изучить степень и особенности принятия школьниками новых социальных условий и помочь им, если необходимо, эффективно пройти стадию адаптации к школе.
В сентябре-октябре классные руководители и педагоги-предметники наблюдают за поведением и учебной деятельностью детей. Если учесть, что процесс адаптации детей обычно занимает 2-3 месяца, целесообразно оценивать его с точки зрения успешности, не ранее середины ноября.