Заботливое отношение к прародителям – это одно из наиболее ценных нравственных качеств, которые необходимо воспитывать у каждого ребенка с самого раннего возраста.
Заботливое отношение к прародителям может проявляться по-разному, кто-то стремится облегчить труд, а кто-то желает доставить радость. Важность формирования заботливого отношения к прародителям состоит в том, что у детей дошкольного возраста зачастую возникают эгоистические тенденции. Особенно это актуально в том случае, когда родители стремятся выполнять за ребенка всю работу и ничего не требует от него взамен, а напротив, удовлетворяют его прихоти и желания.
Значимость воспитания у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к прародителям
Значимость формирования у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к прародителям (бабушкам и дедушкам), заключается в том, что именно отношения в семье являются основной гражданского поведения каждого человека. В семье ребенок получает первый социальный опыт, знакомится с тем, как нужно относиться к старшему поколению, осознает значимость уважительного отношения к прародителям.
Воспитание уважительного и заботливого отношения к прародителям способствует формированию нравственных черт и привычек.
Как показывают исследования, семьи, в которых есть представители нескольких поколений, обладают большим воспитательным потенциалом, благодаря имеющейся в семье социально-психологической дифференциации. Нравственную основу такой семьи составляет формирование у ребенка уважительного отношения к бабушкам и дедушкам, как главным членам семьи.
Формирование заботливого отношения к прародителям начинается в семье. Родители объясняют детям, что пожилые люди нуждаются в их заботе и поддержке, так как в силу возраста они не всегда могут сами себя обслужить или выполнить какую-либо работу. Во время помощи бабушкам и дедушкам следует быть не только уважительным, но и проявлять терпимость.
Желательно, чтобы прародители принимали активное участие в воспитании внуков. Это поможет заложить необходимый фундамент уважительного и заботливого отношения к ним.
Основой формирования заботливого отношения к прародителям в семье является личный пример самих родителей.
Помимо семьи, формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного и заботливого отношения к прародителям, и в целом к пожилым людям, необходимо осуществлять и в рамках ДОУ. С этой целью воспитатели организуют разнообразные праздники, мероприятия, проекты и т.д. Работа проводится систематически, зачастую она приурочена к различным праздничным датам (8-е марта, 23-е февраля, День пожилого человека, 9-е мая и т.д.).
Примерный проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к прародителям
Цель проекта: формирование положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к прародителям (бабушкам и дедушкам), а также же уважительного отношения к старшим членам общества, через приобщение детей к активному сотрудничеству и разъяснение значимости мудрости пожилого человека.
Задачи проекта:
- Формирование у старших дошкольников основ заботливого и уважительного отношения к старости.
- Формирование уважительного отношения к опыту и мудрости пожилых людей.
- Воспитание заботливого отношения к прародителям, любви и терпимости по отношению к ним.
- Закрепление навыков этикета поведения в обществе и семье.
- Обобщение знаний и представлений детей о значимости уважительного и заботливого отношения к прародителям.
Ожидаемый результат: старшие дошкольники научатся в общении с прародителями проявлять заботы, терпимость, доброту, толерантность, уважение и отзывчивость и отзывчивость.
Итоговое мероприятие проекта целесообразно приурочить к празднованию «Дня пожилого человека».
Основные этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный этап, включает в себя:
- формулирование и постановка цели;
- установление значимости и актуальности проекта;
- подбор необходимой методической и художественной литературы, наглядных и дидактических материалов для эффективной реализации проекта;
- подбор музыкального сопровождения;
- разработка мультимедийных презентаций по теме проекта;
- оформление выставок работ воспитанников и их бабушек, дедушек (совместная вышивка, вязание, выпечка и т.д.);
- соответствующее оформление группы ДОУ, на время реализации проекта.
Основной этап (непосредственная практическая реализация проекта).
Данный этап включает в себя подэтапы:
Введение.
Работа с воспитанниками. Воспитатель знакомит детей с темой проекта, его целью и задачами, значимостью данной темы. Происходит знакомство в рамках совместного обсуждения. Воспитатель формирует у детей мотивацию на предстоящую деятельность. Во время беседы особое внимание необходимо уделить рассмотрению следующих вопросов:
- выявить наиболее интересующие детей вопросы по тематике проекта;
- совместное с детьми составление плана действий в рамках проекта;
- осуществление поиска и сбора информации по теме проекта.
Взаимодействие с родителями. Взаимодействие направлено на привлечение родителей к реализации проекта:
- предоставление родителями семейных фото с бабушками и дедушками;
- проведение для родителей консультаций (индивидуальные и групповые);
- совместное с родителями обсуждение предстоящих мероприятий и их воспитательной значимости для детей.
Заключительный этап.
На данном этапе осуществляется:
- совместное подведение итогов проекта;
- обсуждение с детьми и родителями полученных результатов;
- создание презентации, в которой отражены значимые элементы проекта.
Ресурсным обеспечением проекта являются: материально-техническое оснащение проекта силами родителей и ДОУ, использование возможностей по привлечению институтов культуры (клуб, КДЦ, библиотека и т.д.).
Управление проектом осуществляет воспитатель, который занимался его разработкой.