Фонетические навыки и мышление старшеклассников
Фонетические навыки – это автоматизированные навыки произношения звуков и сочетаний, выделения этих звуков в речевом потоке, постановки ударений, правильного интонационного оформления синтаксических конструкций языка.
Организация учебной деятельности должна обеспечивать ее направленность на формирования теоретических дискурсов, то есть рассуждающего мышления, которое будет базироваться на оперировании не конкретным набором образов и представлений, а понятиями, на умении сопоставлять данные понятия, переходить в процессе рассуждения от одного суждения к другому.
Мышление становится более системным, то есть знания превратятся в четкую систему, которая постепенно превратится в когнитивную модель мира, представляющую основу формирования мировоззрения. Идет развитие потребности в теоретическом обосновании явлений действительности, выведении частичных связей из общего закона или приведение его в определенную закономерность и пр.
Характерная особенность познавательных функций и интеллекта у учеников старших классов – это ярко выраженная склонность теоретизировать, создавать абстрактные теории, увлеченность философским мышлением.
В этом возрасте изменяется соотношение возможного и действительного в сторону области возможного, чем обуславливается интеллектуальное экспериментирование, своеобразная игра в понятия и формулы. Абстрактная возможность становится интереснее и важнее, чем действительность, так как в ней отсутствуют какие-либо ограничения, кроме логических. Можно говорить не только о становлении новых интеллектуальных качеств, но и о процессе формирования соответствующих потребностей.
Необходимо сказать, что склонность абстрактно осмысливать мировоззренческие и философские вопросы характерна преимущественно юношам. Познавательные интересы девочек менее выражены и не столь дифференцированы. Девочки лучше справляются с практическими заданиями, у них художественно-гуманитарные интересы обычно доминируют над точными науками. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с отсутствием системы и метода. Характерна склонность к преувеличению уровня своих знаний и особенно умственных возможностей.
В интеллектуальной деятельности учеников в подростковом периоде усиливаются индивидуальные различия, которые связаны с развитием самостоятельности мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что дает возможность рассматривать подростковый возраст в качестве сенситивного периода для развития творческого мышления.
Для того, чтобы процесс формирования фонетических речевых навыков проходил успешно, необходимо использовать разработанную систему упражнений. Обычно, такие упражнения носят устный характер, они обязательно должны быть включены в структуру урока. Например, они могут входить в «речевую разминку», «повторение новых слов в слух», исправление намеренных ошибок учителя, то есть использование частично-поискового метода. Такие упражнения должны быть на уроке любой сложности, не зависимо от уровня владения языком. Особенную актуальность они приобретают, когда учащийся находится не в аутентичной языковой среде, а урок иностранного языка является единственной возможностью с ним познакомиться.
Компьютерные технологии в формировании фонетических навыков
Сформированность у учеников ИКТ-компетентности должна быть основным организационно-педагогическим условием, когда предполагается в непосредственном учебном процессе использовать средства интернет-коммуникации.
ИКТ-компетентность – это возможность использования информационных и коммуникационных технологий, позволяющих получить доступ к информации, искать ее, организовывать, обрабатывать, оценивать, а также продуцировать и передавать, а также жить и работать в условиях развивающегося информационного общества.
Выделяют несколько методических условий, необходимых для успешного применения компьютерных технологии в формировании фонетических навыков у школьников.
Во-первых, это мультимедийная компетентность, которая необходима для работы школьников с мультимедийными программами.
Второе методическое условие – наличие в программе звуковых и интонационных моделей. Дидактическая роль данного принципа – максимально приближенное следование при произнесении звуков и слов, к фонетической норме. Иначе собеседник не воспримет речь. Звуковые и интонационные модели значительно обогащают аудитивную практику учеников, создавая благоприятные условия для формирования у них фонетических речевых навыков.
Третье методическое условие – наличие в программе анимационных образов артикуляции звуков. Анимационные образы помогают реализовать принцип наглядности, который является одним из основных при обучении иностранному языку. Анимационный материал служит как внешняя опора и пример артикуляции звуков.
Четвертое методическое условие – наличие серии и циклов тренировочных упражнений на формирование звуко-произносительных и ритмикоинтонационных навыков.
Пятое методическое условие – наличие пошагового алгоритма обучения. В данном случае, алгоритм подразумевает пошаговую последовательность действий педагога и учащихся. Алгоритм обучения может включать следующие шаги: написание и отправку сообщений, обсуждение полученных сообщений с одноклассниками на уроке, обсуждение и подготовка ответного сообщения, отправка ответа и пр. При такой организации деятельности все ученики получат прочные знания.
Делая вывод, можно сказать, что эффективность формирования фонетических навыков на основании применения мультимедийных программ, возможна, если соблюден ряд условий:
- у учащихся сформирована мультимедийная компетенция;
- в программе присутствуют звуко-произносительные и ритмико-интонационные модели;
- в программе есть анимационные образы артикуляции звуков;
- в программе присутствует серия и цикл тренировочных звуко-произносительных и ритмико-интонационных упражнений;
- есть пошаговый алгоритм обучения.