Формирование представление о малой родине как педагогическая проблема
Патриотизм – это сложное и высокое социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей, забота о ее интересах и готовность защищать ее от врагов.
Вопрос необходимости формировать представления о малой родине у детей-дошкольников отражает проблему целостного российского общества, остро переживающего кризис патриотическо-нравственных идеалов. Поэтому детскому саду необходимо создать оптимальные условия для разностороннего развития нравственного потенциала дошкольников посредством гармоничного построения целостного педагогического процесса в ДОУ, базирующегося на патриотическом воспитании детей.
Сущность патриотизма заключается в глубокой осознанной любви к родному краю и своему городу.
Период дошкольного детства – важнейший период в становлении личности, в котором идет заложение предпосылок гражданских качеств и патриотических чувств, несмотря на то, что по своим проявлениям они еще элементарны, но крайне значимы в дальнейшем формировании личности.
Патриотическое воспитание детей представляет основу формирования будущего гражданина. Оно проявляется гордостью за достижения родной страны, горечью за ее неудачи и беды, бережным отношением к памяти народа и национально-культурным традициям.
Составная часть формирования патриотизма – расширение представлений о своей Родине.
Любовь к Родине начинается с любви к близким людям – маме, папе, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой живет ребенок, району и городу.
На современном этапе развития воспитания под формированием представлений о малой Родине подразумевают систематическую деятельность органов власти, направленную на формирование у граждан патриотического сознания, верности своему отечеству, готовность исполнить свой гражданский долг и обязанности по защите Родины.
Основываясь на сущности патриотизма, философами были выделены следующие компоненты:
- чувственный – любовь к Родине, народу, героическому прошлому, преданности отечеству, гордость;
- интеллектуальный – состоит из знаний об общественной жизни, идей, убеждений, знания ответственности за свою Родину;
- трудовой – труд на благо, забота и приумножение общественного достояния Родины.
Педагогические средства формирования представлений о малой родине у дошкольников
В дошкольном детстве идет формирование гражданских основ личности будущего члена общества. Дети стремятся к познанию себя и других людей, постепенно начинают осознавать взаимосвязь социального мира с взаимоотношениями людей.
Выготский Л.С. отмечал, что к пяти годам дети уже обладают определенным запасом представлений, касающихся окружающего мира, который был получен ими благодаря их познавательной активности. У детей этого возраста память становится более устойчивой. Внимание тоже становится устойчивее и более произвольным. Благодаря накоплению детьми социального опыта, взаимодействию со взрослыми и правильно организованному процессу обучения и воспитания, у детей формируются представления о малой родине.
Работая с детьми-дошкольниками над формированием представлений о малой Родине, используют средства и методы нравственного воспитания.
К эффективным методам формирования представлений о малой родине относят:
- произведения художественной литературы;
- музыку;
- изобразительное искусство;
- изучение природы родного края;
- детскую деятельность и общение;
- создание вокруг ребенка благоприятной атмосферы.
Художественная литература, изобразительное искусство и музыка способствуют эмоционально окрашенности формируемых представлений, в связи с впечатлительностью детей-дошкольников. Природа родного края способствует приобщению детей к окружающему миру, чувству своей сопричастности. При взаимодействии с природой дети знакомятся с ее особенностями и учатся за ней ухаживать.
Деятельность детей выражает уже приобретенные ими представления о малой родине: дети в своих играх передают характерные особенности своего края, изображают в рисунках то, что произвело на них впечатление, в труде выражают умение ухаживать за природой и заботиться о ней. В играх воспитывается определенное отношение ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. В играх дети приобщаются к событиям современности.
Посредством общения и изучения окружающей среды дети могут получить представления, связанные с ближайшим окружением, историей родного края и своей семьи.
Еще одно эффективное средство формирования представлений о малой родине – фольклор. Именно он может в полном объеме отразить любовь и привязанность народа к родной земле и культуре.
Логиновой В.И. было предложено разделить все методы работы с детьми на три категории:
- методы формирования нравственного поведения – приучение, руководство деятельностью, упражнение;
- методы стимулирования чувств и отношений – поощрение, пример, наказание;
- методы формирования нравственного сознания – убеждение в формате разъяснения, внушение и беседа.
У старших дошкольников формирование представлений о малой родине происходит через изучение названий ближайших улиц, назначения общественных учреждений своего населенного пункта, включая магазины, поликлиники, больницы, кинотеатры, кафе, а также изучение правил поведения в каждом из них.
Иными словами, формирование представлений о малой родине у дошкольников связано с формированием знаний о населенном пункте, достопримечательностях, традициях и праздниках своего города или села, а также с чувством гордости и уважения к малой родине.