Понятие сознания личности
Сознание – высшая форма обобщенного отражения объективных и устойчивых закономерностей и свойств, присущих человеку, направленных на формирование у него внутренней модели окружающего внешнего мира, посредством преобразования существующей действительности.
Основная функция сознания – осуществление формирования целей собственной деятельности, на основании их предварительного мысленного построения и предвидения результатов.
Сознание направлено на регулировку разумного поведения, формирование отношения к окружающей человека действительности и людям.
Принято выделять два слоя сознания:
- Бытийное сознание – осознание бытия, которое состоит из биодинамических свойства движений и опыта действий, а также чувственных образов.
- Рефлекторное сознание – это своего рода сознание для осознания, которое состоит из значения и смысла.
Центром сознания личности является осознание собственного «Я», его места и роли в обществе. Создание порождается и отражается в бытие, оно же и творит его.
В педагогике сознание рассматривается как представление и осознание себя самого, собственного поведения, окружающей действительности, отношение к другим людям. Однако сознание принято делить на виды. Так выделяют религиозное, педагогическое, философское и т.д. Каждое из них формирует у человека отношение к действительности и людям через призму конкретных взглядов и идей.
Таким образом, сознание каждого человека формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, которые могут оказать влияние и на его вид.
Методы формирования сознания личности
Основными методами формирования сознания в педагогике являются:
Обучение – целенаправленный организованный двусторонний процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на передачу и усвоение ими знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Воспитание – процесс передачи опыта подрастающему поколению, а также формирование модели поведения, овладение приемами трудовой деятельности и навыками коммуникативного взаимодействия в обществе.
Образование – в педагогике используется в двух смысловых пониманиях:
- Образование – результативный процесс освоения конкретной ступени образования (высшее, среднее и т.д.).
- Образование – осознанное и самостоятельное стремление личности к формированию собственного человеческого образа, через образование.
Основные функции методов формирования сознания в педагогике являются:
- формирование у детей знаний о труде, морали, нравственности и т.д.;
- формирование представлений и понятий окружающего мира;
- анализ и обобщение детьми имеющегося у них на данный момент собственного жизненного опыта;
- осуществление трансформации общественных норм, установок и ценностей в индивидуальные (собственные).
Одним из наиболее эффективных методов формирования сознания в педагогике является слово, сообщение и последующее обсуждение полученной информации.
Для формирования сознания необходимо слово не только педагога, но и окружающих взрослых, рассуждения сверстников и т.д. Однако именно слово взрослого оказывает наиболее сильное воздействие на ум и чувства ребенка. Для того чтобы слово педагога было действительно авторитетно, ему необходимо обладать профессиональным мастерством и культурой на должном уровне.
Основные способы формирования сознания в педагогике
Основными способами формирования у детей сознания являются:
- Объяснение, лекция – реализуются в форме монолога, который представляет учащимся необходимую учебную и научную информацию в виде систематизированного изложения, в доступной для понимания форме.
- Диспут – проводятся в виде активного диалога, имеющего интеллектуальную и эмоциональную основу. Во время диспута педагог с детьми, обсуждают прочитанное, увиденное, разнообразные проблемные и актуальные жизненные вопросы и ситуации.
- Пример – проводится в виде рассказа, показа, обсуждения, анализа литературного произведения, факта или личности. Суть примера состоит в том, чтобы на примере конкретизировать общие проблемы, проиллюстрировать их и сформировать у каждого ребенка личное отношение к ним. В качестве примера педагогом могут быть выбраны реальные исторические личности, выдающиеся жители района или города, а так же сказочные герои (необходимо ориентироваться на возраст детей). Рассказывая о жизни героя, педагог уделяет большое внимание положительным чертам его личности, его поступкам и т.д. Данная информация должна преподноситься в таком виде, чтобы у ребенка возникало желание ориентироваться на выдающегося человека и его поступки.
- Внушение – процесс воздействия на личность ребенка, посредством эмоциональных и иррациональных приемов. Чаще всего данный метод формирования сознания используется в медицине и психологии. В рамках педагогического воспитания оно используется для создания благоприятного эмоционального фона для организации педагогического процесса.
- Рассказ – последовательное, описательно-повествовательное изложение конкретного материала (учебного, научного и т.д.). Чаще всего используется при ознакомлении детей с биографиями выдающихся личностей, при описании предметов и явлений, и т.д. Для того, чтобы рассказ был эффективен педагог должен соблюдать ряд требований: логичность, последовательность, четкость, образность, эмоциональность и т.д.
- Беседа – процесс общения между педагогом и учащимися на конкретную тему, по заранее составленному плану. В основе беседы должна находиться конкретная проблема или вопрос, при обсуждении которых, детям необходимо аргументировано и развернуто высказать свою точку зрения. Педагогу важно следить за тем, чтобы беседа не переросла в диспут, а также контролировать ее ход. Беседа – это не спонтанный метод, она требует тщательной подготовки от педагога, которая заключается в постановке четкой цели, формулирования наводящих вопросов и создания рабочей атмосферы.