Организация образовательного процесса в УДО, направленного на профориентацию старших подростков
Учреждение дополнительного образования (далее УДО) – это образовательное учреждение в России, основной целью деятельности которого является развитие личностной мотивации к творчеству и познанию.
В настоящее время тенденции современного образования направлены на смещение воспитательных ориентиров, особенно это касается сферы профессиональной ориентации подростков. Инновационные изменения и модернизации системы дополнительного образования России, требуют формирования новых личностных качеств у подростков. К таким качествам относятся инициативность, умение мыслить креативно, находить нестандартные решения, готовность заниматься самообучением, самовоспитанием и самообразованием на протяжении всей жизни.
В УДО процесс образования имеет личностно-ориентированный характер. Это связано с тем, что педагоги стремятся организовать индивидуальный подход к каждому подростку, с целью выяснения его профессиональной ориентации и обоснования данного выбора. После того как подросток определился с профессиональным направлением, задача педагога организовать воспитательно-образовательный процесс, направленный на формирование у детей тех качеств, которые будут им необходимы им в дальнейшем при овладении профессией. Кроме того, следует формировать и такие личностные качества, которые помогут подростку в будущем быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда.
Важным является и то, что современная система УДО основана на принципе добровольного участия детей в образовательной деятельности, творческих объединениях и мероприятиях, организуемых учреждением. Выбор направления деятельности, зависит от способностей и потребностей подростка.
Направления деятельности УДО по формированию профинтереса у старших подростков
Существующая система дополнительного образования способствует более полному использованию потенциала школьного обучения. Достигается это за счет расширения и углубления у учащихся знаний, полученных в школе.
Основным условием, необходимым для становления УДО как одного из факторов самоопределения личности, является реализация общеобразовательных программ, разработанных и реализуемых с целью удовлетворения потребностей подростков в профессиональном самоопределении.
Ведущими видами потребностей, которые использует УДО в формировании профинтереса у подростков, являются:
- Творческие потребности – направлены на развитие индивидуальных творческих способностей детей и их реализацию в избранном виде искусства (рисование, пение, музицирование и т.д.).
- Познавательные потребности – определяют стремление подростка расширить и углубить объем своих знаний.
- Коммуникативные потребности – включают в себя потребности подростка в общении со сверстниками и взрослыми, с целью расширения своего кругозора.
- Компенсаторные потребности – это желание подростка посредством дополнительных знаний решить собственные проблемы, которые лежат в сфере общения и обучения.
- Профориентированные потребности – включают в себя потребности подростка в получении дополнительной профессиональной подготовки.
- Досуговые потребности – это потребности, связанные со стремлением подростка наполнить конкретным содержанием собственное свободное время.
Таким образом, деятельность современных УДО направлена на расширение возможностей и потенциала подростков, способствует развитию у них личностных качеств, необходимых для успешности в определенной профессиональной сфере деятельности.
Компоненты формирования профинтереса
Процесс формирования профинтереса у старших подростков посредством комплексных занятий в УДО включает в себя следующие компоненты:
- Целевой компонент – включает в себя осознание преподавателями потребностей подростков в профессиональном определении, принятие их выбора и формулировка задач, которые необходимо решить для успешного формирования профинтереса.
- Мотивационный компонент – это компонент, включающий в себя систему мер, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения подростков, а также формирование у них стремления к подготовке выбора своей будущей профессии. Важным элементом данного компонента является развитие у подростка положительного мотива выбора профессии.
- Информационный компонент – определяет основные целевые установки, характерные для каждой конкретной профессии. Этот компонент включает в себя всю информацию по профессиям, включенных в нее творческих и трудовых компонентов. Это необходимо для того, чтобы выбор подростка в первую очередь был ориентирован на собственном интересе и возможностях.
- Деятельностный компонент – включает в себя отдельные занятия, совокупность которых представляет собой программу по первичной профессиональной подготовке подростков.
- Творческий компонент – это непосредственное овладение подростками элементами профессиональной, творческой, трудовой и практической деятельности.
- Диагностический компонент – включает в себя организацию контроля за ходом решения задач формирования профинтереса у старших подростков, а также организацию самоконтроля учащихся за динамикой роста профессионально значимых качеств личности.
В УДО принято выделять три основных этапа формирования профинтереса у подростков:
Подготовительный этап (возраст 7-11 лет)
Цель: формирование у подростков основ выбора будущей профессии, а также положительной мотивации на осуществление профессиональной деятельности и интереса к определенной профессии (профессиям).
Формирующий этап (возраст 12-15 лет)
Цель: формирование у подростков профессиональной направленности на какую-то определенную профессию или группу профессий по конкретному профилю.
Заключительный этап (возраст 16-17 лет)
Цель: формирование у подростков профессионального самосознания, необходимо для умения соотносить собственные профессиональные предпочтения, имеющиеся личные возможности и потребности современного рынка труда.