Дружба- это отношения между людьми, отражающие их привязанность друг другу и, основанные на доверии, уважении и взаимопонимании.
Дружеские отношения формируются на основании сходности интересов и взглядов. При этом, они имеют свои особенности формирования и характеризуются специфическими признаками.
Понятия дружбы начинают формироваться у детей на дошкольном этапе их развития. Для этого используются разные методы и средства. Одним из них являются мультфильмы, обладающие большими воспитательными возможностями.
Воспитательный потенциал мультфильмов
Мультфильм – это фильм, созданный посредством использования специальных мультипликационных средств.
Мультфильмы предполагают объединение большого количества рисунков, которые отражают разные сцены жизни, разные ее стороны и аспекты. Они объединяются и превращаются в мультипликацию. Мультфильмы характеризуются красочностью и яркостью, что привлекает детей разных возрастных групп.
Мультфильмы обладают большим воспитательным потенциалом и обширными педагогическими возможностями, проявляющимися в следующем:
- Расширение кругозора детей;
- Речевое развитие ребенка, посредством знакомства с новыми словами и фразами;
- Социальное развитие детей, через демонстрацию примеров поведения;
- Развитие навыков оценочных суждений и оценочного отношения к окружающей действительности;
- Эстетическое развитие детей через воздействие на вкус, восприятие, чувство юмора и эмоциональную сферу;
- Эмоциональное развитие, которое реализуется через удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
Мультфильмы являются уникальным средством воздействия на ребенка. В них отражаются актуальные жизненные ситуации, которые доступны для понимания и для восприятия ребенком.
Просматривая мультфильм ребенок чувствует свою включенность в события, т.е. он становится частью происходящего и усваивает его лучше. Такое восприятие дает хороший воспитательный и развивающий эффект.
Потому, стоит обращать особое внимание на выбор мультфильмов, которые допустимы для просмотра детьми, учат их жизненным отношениям, люби и взаимопониманию, а не пропагандируют аморальный образ жизни, который будет скопирован ребенком в ходе просмотра.
Использование мультфильмов в качестве средства развития представлений о дружбе у старших дошкольников
Формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте носит избирательную направленность, т.е. ребенок выбирает конкретного партнера по общению, который ему интересен, с которым возникает желание общаться. Такие отношения возникают в ходе общения детей в коллективе сверстников, а может и других возрастных коллективах: с детьми более старшего или более младшего возраста.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное социальное развитие ребенка. В частности, оно касается формирования дружеских отношений, дружеского восприятия и взаимодействия. одним из методов формирование у дошкольников понимания дружбы и дружеских отношения является просмотр мультфильмов. Для этого подбираются мультфильмы нравственной направленности, отражающие аспекты взаимодействия и взаимоотношений.
При использовании мультфильма в качестве развивающего средства в направлении развития представлений о дружбе следует соблюдать ряд условий:
- Правильность отражения в мультфильме дружбы и дружеских отношений.
- Присутствие взрослого рядом с ребенком во время просмотра мультфильмов для их комментирования и разъяснения их смысла.
- Проведение последующего анализа увиденного и разбор сцен из мультфильма вместе детьми.
- Наличие в мультфильме идей взаимопомощи, выручки, проявлении героями понимания и сочувствия, основ коллективного общения и взаимодействия. Именно эти аспекты воспитывают такие свойства личности, как взаимопонимание, взаимодействие, взаимопомощь, милосердие и сострадание.
- Дополнение просмотра мультфильмов другими методами и средствами воспитания: игровая деятельность, заучивание поговорок и стихотворений о дружбе, формирование навыков установления контактов со сверстниками и усвоения правил их поддержания.
В качестве основных мультфильмов, ориентированных на формирование представлений о дружбе и дружеских отношениях, рекомендованы следующие фильмы: «Умка», «Винни пух», «Чебурашка», «Котенок по имени Гав», «Тимка и Димка», «38 попугаев», «Маша и медведь».
Механизм проведения занятия с просмотром мультфильма
Проведение занятий с просмотром мультфильмов реализуется в старших дошкольных группах во взаимодействии с другими методами и средствами, ориентированными на формирование у детей представлений о дружбе и развитии устойчивого понимания данного понятия.
Первоначально происходит выбор темы занятия, т.е. рассматриваются конкретные аспекты дружбы, конкретные эмоции, которые с ней связаны. После чего происходит выбор методов и средств, а также выбирается конкретный мультфильм, который отвечает данной тематике.
Рассмотрим этапы проведения занятия с просмотром мультфильмов:
- Игровая деятельность дошкольников с проигрыванием сцен, отражающих конкретные аспекты дружбы. Это могут быть сцены знакомства, сцены встречи, сцены выражения конкретных эмоций. После проигрывания сценок происходит их обсуждение и разбор. Педагог помогает понять смысл поведения в той или иной ситуации, выработать основы построения дружеских отношений.
- Просмотр мультфильмов. Этот этап занимает небольшой промежуток занятия – 10-15 минут. Выбирается мультфильм, который в максимальной степени отражает тему занятия, действия которого сходны с поставленными игровыми сценками детьми.
- Проведение беседы по мультфильму. Воспитатель подготавливает вопросы, касающиеся сцен мультфильма, поведения героев и понимания смысла мультфильма детьми. Беседа должна быть ориентирована на полный анализ мультфильма и дружеских отношений его героев.
- Закрепления представлений о дружбе выполнением различных заданий. Детям может быть предложено нарисовать рисунок другу, вспомнить дни рождения своих друзей, выучить стихотворение про дружбу и т.д.
На каждом этапе занятия реализуется постижение нравственных основ дружбы и данное понятие приобретает устойчивый характер в сознании старших дошкольников.