Предпосылки к осуществлению учебной деятельности – это свойства личности, позволяющие ей сформировать фундамент регулятивных навыков и коммуникативную компетентность, а также развить универсальные познавательные учебные действия.
По сути, они выступают мотивами к познанию и развитию и отражают внутреннюю позицию ребенка по отношению к новой социальной деятельности, новым социальными ролям и новым отношениям.
Мотивация дошкольников к учебной деятельности
Поскольку, предпосылки к учебной деятельности формируются на основании мотивов к ее реализации, то рассмотрим, что же мотивирует дошкольника к началу школьного обучения, вызывает у него желание учиться, постигать мир через ознакомления с научными фактами.
Мотивы дошкольников к обучению делятся на две большие группы:
- Внутренние мотивы. Они связаны с личностным развитием ребенка пяти-шести летнего возраста. В этот период активизируется работа большинства психических процессов и завершается этап их становления, закрепляясь в фазу активного развития. Это активизирует познавательную сферу ребенка и побуждает к активной интеллектуальной работе. Также, после шести лет происходит осознание социальной значимости учебной деятельности. Ребенок хочет достичь чего-то, чтобы приносить пользу обществу. Он заинтересован в исследовании окружающего мира и его процессов. При этом, дети еще не осознают, что представляет собой учебный процесс, все сложности и тяготы обучения: необходимость преодолевать трудности, отказываться от игр и прогулок для познания чего-либо. Потому, эти мотивы могут быть легко разрушены в начале школьного обучения без соответствующего подкрепления.
- Внешние мотивы. Эти мотивы подкрепляют внутреннюю мотивацию дошкольника и стимулируют его познавательное развитие. Они побуждают детей к учению потому, что оно видится ими как основной способ взросления. Взросления является приоритетным желанием ребенка старшего дошкольного возраста. Он желает быть наравне со взрослыми, иметь такие же права и совершать те же самые действия. Потому, взросление является хорошим мотивом к действию. Также, среди внешних мотивов, способствующих привлечению ребенка к учебному процессу, можно отметить следующие: интерес к занятиям и новой социальной роли, потребность в общении, которое активно развивается в новом учебном коллективе. У ребенка формируется желание стать его частью и взаимодействовать с ним, привлекательность учебного заведения. Дошкольнику может нравится внешний вид школы, в которую предполагается его отдать и ее устройство (он мог ее посещать или видеть устройство школ по телевизору, на картинках, видео роликах).
Основные предпосылки готовности дошкольников к обучению
Готовность дошкольников к школьному обучению определяется наличием следующих предпосылок:
- Развитие логического мышления. Оно являются необходимым показателем для успешного школьного обучения. Если у ребенка не развит данный тип мышления, то и готовность к учебной деятельности находится под большим вопросом;
- Развитие познавательной заинтересованности. Только при выражении ребенком потребности в познании, исследовании окружающего мира можно говорить о возможности его обучения в школе. Если познавательных мотивов не имеется, то подготовка к учебному процессу усложняется;
- Развитие интереса к отдельным видам учебной деятельности. Это может быть интерес к чтению, совершению вычислительных операций и иных действий;
- Развитие произвольности познавательных процессов. В учебной деятельности ребенку потребуется произвольное внимание, память и восприятие;
- Формирование навыков координации своей деятельности. дошкольник должен уметь контролировать себя и свое поведение и регулировать свою деятельность. Как правило, это развивается к шести годам, что является предпосылкой к учебной деятельности;
- Развитие навыков коллективного взаимодействия. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование навыков сотрудничества и взаимодействия в коллективе. Дети учатся принимать совместные решения, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую;
- Развитие коммуникативных навыков. Они должны позволять ребенку устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, строить дружеские отношения и положительные связи;
- Развитые навыки самостоятельного выполнения разных видов деятельности. Это касается и самообслуживания, и познавательной деятельности, организации игры, творческих видов деятельности, принятия решений и несения за них ответственности.
Включение элементов учебной деятельности в дошкольный образовательный процесс
Чтобы развить предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте требуется включение некоторых ее аспектов в образовательный процесс ДОУ. В него включаются следующие элементы:
- Планирование деятельности. Оно включается в игровой процесс и позволяет соориентировать ребенка к продвижению своей деятельности, развитию игры в определенной последовательности, с сохранением этапности деятельности. Планирование связано с постановкой целевого назначения своей деятельности.
- Развитие навыки формулирования гипотез. Они принимают вид предположений о том, что у ребенка получится в ходе его деятельности, каких результатов ему удастся достичь. Детям интересно проверить, что будет, если опустить шарик в воду или посадить косточку от абрикоса в землю. Гипотезы проверяются, что формирует предпосылки развития навыков учебной деятельности.
- Право на ошибку. Как правило, дошкольники не желают замечать недостатков своей деятельности, замечать ошибки и признавать их. Однако, ошибки включаются в деятельность детей и приобретают роль демонстрации им наличия прав на совершения ошибок и необходимости формирования готовности к их признанию.
- Занятия чтением и математикой. Они ориентированы на развитие элементарных математических представлений и основ чтения, которые необходимы на этапе начального школьного обучения.
- Выполнение шаблонных заданий. Детям даются задания, требующие выполнения одинаковых операций. Так они учатся действовать по инструкции.