Орфографические навыки учеников начальной школы
Орфографические умения – это умения, обеспечивающие грамотное написание текста.
Орфографических умений всего четыре:
- первое – умение замечать орфограмму, то есть то место в слове и между словами, где необходимо выбрать написание из нескольких вариантов. Нахождение орфограмм в словах основывается на специальных признаках. Чаще всего, отсутствие умения видеть эти признаки и мешает грамотному письму, так как ребенок не видит место в слове, к которому должно быть применено то или иное правило;
- второе – умение выбрать написание, то есть применить орфографическое правило. Как только ребенком обнаружена орфограмма в слове, то есть, точка приложения орфографического правила, он может этим правилом воспользоваться;
- третье – объяснение выбора написания устно и графически. Данное умение требуется, если ребенок пишет самостоятельно, и может проанализировать то, что написал;
- четвертое – умение находить и исправлять ошибки. Рассматриваемое умение основано на предыдущих трех. Чтобы проверить себя, ребенку необходимо проделать те же действия: убедиться, что нашел орфограмму, основываясь на опознавательных признаках, применить правила, объяснить написание.
Важность орфографической грамотности в эффективном письменном общении людей осознавалась обществом на всех этапах его развития, в связи с чем задача обучения детей грамотному письму всегда занимала одно из центральных мест в системе образования.
В русской орфоэпии выделены следующие основные принципы правописания слов:
фонетический принцип письма заключается в том, что слова пишутся так же, как слышатся. Задача пишущего – соотнести каждый звук, который он слышит в слове, с соответствующей ему буквой, и записать все буквы в необходимой последовательности. Для реализации данного принципа необходимы следующие предпосылки:
- умение четко и безошибочно различать на слух все звуки речи;
- умение правильно произносить все звуки;
- владение звуковым анализом и синтезом слов;
- знание всех букв и способность четко различать их по виду.
Традиционный принцип написания – многие слова пишутся так, как писались раньше, не учитывая современное состояние русского языка. То есть, при написании таких слов нет возможности использовать какое-либо грамматическое правило.
Морфологический принцип предполагает, что каждая значимая часть, общая для родственных слов, то есть морфема, вне зависимости от особенностей ее звучания, всегда должна писаться одинаково. Чтобы успешно овладеть данным принципом письма, необходимы следующие предпосылки:
- владение учениками морфологическим анализом слов;
- наличие большого и осмысленного, систематизированного словарного запаса, необходимого для подбора проверочных однокоренных слов;
- овладение еще в дошкольном возрасте грамматическими нормами языка.
Фонематический принцип письма – в соответствии с данным принципом, дети должны установить сильную и слабую позицию звука.
Сущность орфографической зоркости и методы ее формирования
Орфографическая зоркость – это способность или умение быстро обнаружить в тексте, предназначенном для записи, орфограмму, а также определить ее тип.
В связи с этим необходимо выполнять следующие упражнения, направленные на формирование у учеников орфографической зоркости:
- орфографическое проговаривание – предполагает, что слова произносятся также, как и пишутся, поэтому в памяти остаются движения речевого аппарата;
- обозначение орфограмм в звуковой схеме слова – детям предлагают зажечь маячок, то есть под орфограммой нарисовать красную точку – знак опасности;
- нахождение орфограмм в правильно написанных словах, предложениях, текстах и их графическое обозначение;
- заучивание считалок и четверостиший помогает усвоить отдельное написание слов в предложении. Слова пишутся раздельно, и детям предлагают выучить считалку, ограничивая каждое слово взмахом руки;
- работа с изографами. Изографы – это слова, записанные буквами, расположение которых похоже на изображение того предмета, о котором идет речь. Детям предлагают прочитать записанное в изографе слово, найти в нем орфограммы и обвести их цветным карандашом;
- списывание предложений по специальной методике, которую разработал П.С. Жедек, предполагающей знание каждым учеником памятки по списыванию и выполнение всех действий строго по ней;
- комментированное письмо – упражнение, включающее рассуждения учащегося при написании слов и предложений;
- объяснительный диктант заключается в том, что дети сначала пишут весь диктант, а затем по очереди объясняют каждую орфограмму;
- зрительный диктант – орфографическое упражнение, до написания которого ученики в воспринимаемом зрительно тексте без пропуска орфограмм находят все «подводные» камни, объясняя условия их написания. Только после этого текст убирается и учитель начинает диктант;
- письмо по памяти – в процессе выполнения данного упражнения ученики также делают предварительный орфографический разбор текста, но диктуют себе его сами по памяти;
- выборочный диктант и списывание предполагает, что ученики записывают только те слова, в которых есть заданные орфограммы. Такое упражнение организует опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом и зрительном восприятии текста и уплотняют возможные записи в единицу времени;
- диктант «Проверяю себя», который разработал А.И. Кобызев, направлен на развитие умения не только обнаружить орфограмму вообще, но и определить собственное личное затруднение. Это упражнение предоставляет учащемуся право пропустить в слове ту букву, в написании которой он не уверен. После записи слов и предложений, учащийся вставляет пропущенные буквы, работая с учебником, со словарем, обсуждая варианты написания с соседом по парте и, если потребуется, то и с педагогом.
Ученики первых классов получают необходимый объем сведений о звуках речи, их сильных и слабых позициях. Именно в этот период идет закладка основ орфографических знаний, умений и навыков, которые постепенно усложняются, совершенствуются и автоматизируются в течение всего обучения в начальных классах и при последующем усвоении русского языка.