Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках окружающего мира

Потенциал дисциплины «Окружающий мир» в развитии навыков самостоятельной работы у младших школьников

Определение 1

«Окружающий мир» – это учебная дисциплина, входящая в программу начальной школы, ориентированная на научное познание природы, ее устройства, объектов и процессов и приобщение учащихся к природному и социальному миру.

«Окружающий мир» является той областью знаний, которая ориентирована на формирование у ребенка полноценных знаний и целостных представлений об окружающем мире. Познание окружающего мира является важным условием всестороннего развития ребенка. Потому, данная дисциплина начинает изучаться с начальных этапов школьного обучения.

Помимо формирования у ребенка научной картины мира, познание окружающего мира, также, обладает большим воспитательным потенциалом. В первую очередь, изучение дисциплины открывает возможности формирования у младших школьников навыков самостоятельной деятельности.

Самостоятельность учащегося – это знание им способов осуществления учебной деятельности и умение ставить учебные цели и решать задачи без внешнего давления, без подталкивания к действию.

Развитие самостоятельности учащихся, формирование у них навыков учебной деятельности, умений ставить цели и планироваться свою работу актуально реализовывать на начальных этапах школьного обучения. Это создаст фундамент дальнейшей самостоятельной познавательной работы учащихся и сделает их активными участниками учебного процесса.

Навыки самостоятельности учащихся формируются разными способами воспитательного воздействия. Они реализуются в ходе познания различных дисциплин и выполнения различных видов деятельности учащимися в образовательном процессе.

Что касается дисциплины «Окружающий мир», то она обладает следующими возможностями в направлении формирования у учащихся навыков самостоятельности:

  1. Организация наблюдений учащихся за объектами и процессами окружающего мира. Наблюдение может носить как коллективный, так и индивидуальный характер, для стимуляции навыков самостоятельного познания, фиксации данных, изучения объектов.
  2. Организация практических работ с природным материалом и иными раздаточными материалами.
  3. Организация опытно-экспериментальной деятельности учащихся. Проведение опытов, как правило, носит самостоятельный характер деятельности младших школьников.
  4. Самостоятельная практическая работы по сбору и подготовке природных материалов (для проведения опытов, экспериментов).
  5. В познании экологических связей окружающего мира используются методы моделирования. Они ориентированы на самостоятельную работу учащихся с моделями природных объектов.
  6. Выполнение учащимися творческих работ: создание исследовательских проектов, написание докладов, рефератов и др.
  7. Составление схем природных процессов, явлений, устройства объектов.
  8. Самостоятельная работа с учебной литературой.
  9. Организация деятельности детей на школьной территории. Она может касаться посадки цветов, создания скворечников и их развешивания на деревьях и иной деятельности по благоустройству школьной территории и экологическому воспитанию.
  10. Возможности дифференцированного использования информации, представленной в текстах учебника. Она может быть использована как для работы на учебном занятии, так и для самостоятельной работы учащихся, выполнения ими домашних заданий.
«Формирование навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках окружающего мира» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие навыков самостоятельности учащихся начальной школы требует формирования у них аналитических способностей, развитие навыков планирования своей деятельности, ее оценки и осуществления самоконтроля. Все эти навыки формируются в ходе, рассмотренных выше, направлений деятельности учащихся на уроках окружающего мира.

Использование на уроках окружающего мира метода моделирования

Метод моделирования – это изучение объектов окружающего мира, посредством создания их образов – моделей, отражающих их ключевые свойства и основные характеристики.

Моделирование является современным методом обучения. Его использование носит практическую направленность деятельности учащихся на уроках. Применяя метод моделирования на уроках окружающего мира, происходит одновременное развитие у учащихся навыков практической исследовательской деятельности и формируются основы выполнения самостоятельной учебной деятельности.

Моделирование применяется на уроках окружающего мира в следующих видах деятельности:

  1. Рисование плана местности учащимися.
  2. Создание диаграмм, графиков, отражающих климатические условия, сезонные изменения климата, погоды, температуры и иных процессов, зафиксированных учащимися в ходе наблюдения за природой.
  3. Создание схем разнородных связей объектов и процессов природного мира, их соотношений, взаимозависимостей.
  4. Изготовление моделей природных объектов из различных природных материалов: песок, глина, бумага, картон, дерево.
  5. Использование готовых моделей на уроках для изучения структуры, функциональных особенностей, свойств природных объектов. К примеру, используются глобусы для изучения Земли, скелеты животных и человека и др.

Моделирование на уроках окружающего мира делает процесс познания природы и социума более наглядным и доступным для восприятия учащимися младшего школьного возраста. Кроме того, использование моделей повышает интерес учащихся к познанию, стимулирует их самостоятельность, проявление активности в разных видах деятельности.

При создании младшими школьниками самостоятельных моделей природных объектов актуально использование схем их составления. Схемы могут быть представлены в учебниках или созданы педагогом, распечатаны на отдельных листах. Учащиеся строят модели по схеме, опираясь на логические рассуждения.

Еще одним приемом моделирования, является использование карточек, на которых изображены отдельные части объекта. Учащиеся сопоставляют эти карточки и собирают целостный объект. Это стимулирует их поисковую деятельность, тогда как, создание объекта по схеме носит репродуктивный характер. Но использование схем актуально на первом году обучения учащихся и их познания окружающего мира.

Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot