Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование навыка в педагогике

Сущность формирования навыка в педагогике

Определение 1

Формирование навыка – это одна из основных задач практически каждого процесса обучения.

Особенную важность формирование навыка приобретает во время профессионального обучения. Это связано с тем, что данный вид обучения направлен непосредственно на формирование профессионального навыка, с которым в дальнейшем будет связана вся жизнь человека.

Формирование навыка осуществляется на основании специальной методики, эффективность которой зависит от ряда факторов:

  1. Если в основе методике заложено понимание внутренних особенностей механизма формирования конкретного навыка.
  2. Если методика учитывает физиологию и психологию формируемого навыка.
  3. Упражнения и задания в методике подобраны так, чтобы систематически и прицельно активизировать именно те механизмы, которые необходимы для успешного формирования навыка.

Основные этапы формирования навыка

Формирование навыка осуществляет поэтапно:

Первый этап. Построение алгоритма формирования навыка – представляет собой совокупность приемов и операций, выполнять которые необходимо в строго определенном порядке.

На данном этапе большое значение имеет определение гибкости или жесткости алгоритма формирования навыка. В первую очередь следует установить, сколько операций и приемов необходимо выполнять за определенный промежуток времени, с какой периодичностью, и в какой последовательности, это нужно делать. Только на основании полученных данных строится алгоритм формирования навыка.

Второй этап. Обеспечение условий для поэтапного формирования навыка – подразумевает создание благоприятной рабочей атмосферы, наличие всех необходимых материалов и ресурсов.

Данный этап в свою очередь делится на три подэтапа:

  1. аналитико-синтетический – предполагает овладение учащимися необходимой структурой и всеми операциями действий;
  2. автоматизм – доведение имеющихся умений посредством многократного выполнения специальных упражнений до навыка;
  3. закалка – применение навыка в различных видах деятельности, усложнение условий его реализации.
«Формирование навыка в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Программа упражнений, направленных на выработку навыка предполагает их постепенное распределение «от простых до сложных». Последовательное выполнение упражнений предполагает вначале выработку «правильности», затем «правильности и скорости» и после уже «надежности, при полном сохранении скорости и правильности».

Третий этап. Осмысление полученного навыка – предусматривает не механическое овладение навыков, а понимание его значимости в практической и профессиональной деятельности, умение применять его непосредственно по назначению.

Изначально каждого учащегося необходимо ознакомить с тем, для чего формируют у него те или иные навыки, их значимость, в какой сфере деятельности их применяют и т.д. Данная информация должна озвучиваться не единожды, а на каждом занятии и в процессе всего формирования навыка. Постепенно вырабатывается не только навык, но и до автоматизма доводится понимание его значимости.

Четвертый этап. Опора на совокупность методических приемов, направленных на оценку полученного навыка.

На данном этапе учащиеся демонстрирую полученные навыки, совместно с педагогом и другими учащимися осуществляют анализ показного навыка, при необходимости корректно указывают на ошибки и выясняют, как их можно исправить или скорректировать. Показ навыка может быть проведен в виде упражнения, практической деятельности, объяснения последовательности его выполнения и т.д., перед всей группой учащихся, которая наблюдает за действиями исполнителя. Показ образцового навыка может проводиться двумя способами, во время первого педагог показывает образец – учащийся повторяет, второй способ предполагает полностью самостоятельное выполнение.

Пятый этап. Создание условий, приближенных у реальным, в которых навык применяется с профессиональной целью – в основном осуществляется в рамках непосредственной практической деятельности, организуемой во время учебной или производственной практики.

Данный этап особенно актуален при профессиональном обучении, подготовке спортсменов, полицейских, спасателей, военных и т.д. Важно показать учащимся, что практическое выполнение навыка в созданных педагогических условиях и выполнение его в реальных условиях может значительно отличаться. Это требует от учащихся доработки навыка и умение выполнять при любых обстоятельствах.

Общая методика формирования навыка

Общая методика формирования навыков эффективна, если она:

  1. Основана на понимании внутренних и внешних механизмах выполнения формируемого навыка. На основании этого навыка подбирается комплекс упражнений и приемов его формировании.

  2. Опирается на особенности структуры навыка, последовательности приемов и операций его выполнения. В настоящее время мировая практика имеет три основные системы определения структурированности навыка:

    • предметная система – учащиеся выполняют сразу всю последовательность действий, вне зависимости от сложности структуры навыка;
    • операционная система – каждая операция прорабатывается по отдельности;
    • предметно-операционная система – отдельно прорабатываются только наиболее сложные элементы навыка.
  3. Обеспечивается поэтапное формирование навыка – ни один из этапов не должен быть пропущен как незначительный или необязательный.

  4. Обеспечивается осмысление назначения приобретаемого навыка, его предназначение в практической, повседневной и профессиональной деятельности.

  5. Обеспечивается опора на специально разработанный комплекс методов и методических приемов, которые включают в себя не только теоретическую часть (объяснение), но и практическую (показ).

  6. Обеспечивается создание всех необходимых условий, способствующих успешному формированию навыка: благоприятная психологическая атмосфера, основанная на взаимном уважении и доверии, наличие всех необходимых материалов и средств, воссоздание необходимых условий, приближенным к тем, где используется навык.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot