Экономическая грамотность – это определенный уровень экономических знаний о логике экономических процессов и ориентации в экономике, ее событиях, явлениях и процессах, дающие индивиду возможность действовать в экономическом пространстве, принимать участие в экономической деятельности.
Экономическая грамотность, сегодня, является важным качеством каждой личности. Оно необходимо в условиях рыночной экономики.
Развитие экономической грамотности в младшем школьном возрасте особенно актуально. Она формирует у учащихся основы экономического поведения, дает представление о финансах, помогает принимать участие в хозяйственной деятельности семьи и школы и ориентироваться в них.
Методы развития экономической грамотности младших школьников
Основы экономической грамотности закладываются при изучении разных дисциплин. Ее аспекты можно гармонично вписать в любое занятие, сделав его не только направленным на познание конкретной предметной области, но и ориентированным на получение экономических знаний и повышение экономической компетентности учащихся.
На уроках используются следующие методы, ориентированные на заложение основ финансовой грамотности учащихся:
- Объяснительно-иллюстративный метод. Как правило, он применяется на уроках окружающего мира, когда учащиеся знакомятся с какими-то экономическими объектами или процессами. Актуально наглядное представление материала, с разъяснением педагога.
- Метод проблемного изложения материала. Данный метод активизирует мышление учащихся. Знания даются в большем объеме и закрепляются в виде устойчивых и осознанных.
- Метод «древо решений». Он основан на схематичном представлении какого-то события или понятия. Ветви дерева отражают различные экономические категория, объекты, события или явления. Вершина дерева отражает ключевое состояние конкретного процесса, при котором требуется принятие решения, совершение выбора. Данный метод позволяет изучить экономические понятия и категории, разделив их по определенным признакам.
- Метод «диаграмма связей». Он основан на схематичном представлении экономической системы, экономических отношений и различных идей. Это позволяет изучить связи между разными экономическими процессами, динамику развития экономических отношений.
- Метод мозаики. Он основан на предоставлении учащимся тестовых заданий или упражнений, ориентированных на объяснение смысла различных экономических категорий. Задания выполняются в мини-группах. Учащиеся дают собственные ответы, затем ведут обсуждение, приходя к общему знаменателю т.е. находя единый верный ответ.
- Метод кейса. Он связан с рассмотрением и анализом той или иной экономической ситуации, события, процесса, его проблемных моментов и последующего поиска оптимального решения. В младшем школьном возрасте рассматриваются проблемы и ситуации, соответствующие жизненному опыту данной возрастной категории учащихся.
- Экономические игры. Проводятся разнообразные игры, ориентированные на ознакомление с определенными экономическими процессами, объектами или явлениями. В основу игры закладывается та или иная жизненная ситуация. Например, поход в магазин и покупка чего-то. Между учащимися распределяются роли, при проигрывании которых формируются элементарные представления о товарах, цене, стоимости, заработной плате, спросе и предложении и т.д.
Изучение основ экономической грамотности на уроках математики в начальной школе
Уроки математики в качестве средства развития экономической грамотности учащихся, в первую очередь, ориентированы на формирование представлений о финансах, т.е. на них происходит формирование финансовой грамотности учащихся.
Финансовая грамотность формируется на уроках математики начальной школы по следующим направлениям, соответствующим стадиям обучения в начальной школе:
- Знакомство с числами и цифрами в первом классе с параллельным изучением единиц стоимости. Учащиеся знакомятся с числами и изучают денежные знаки в пределах 20. Учащимся даются понятия о стоимости товаров и ее измерения рублями. Даются практические задания по оплате за товары и услуги денежными знаками.
- Знакомство со стоимостью товаров и услуг в пределах сотни. Изучение идет параллельно с изучением числового ряда в пределах 100. Здесь же изучаются функции денег: мера стоимости, средство обращения и платежа и накопления.
- Знакомство с денежными знаками в пределах тысячи одновременно с изучением числового ряда. Учащиеся изучают формулу, по которой можно рассчитать стоимость товаров: цена х количество = стоимость. Происходит решение задач на поиск стоимости товаров, работ и услуг, нахождение цены, определение количества приобретаемых товаров по заданной стоимости. Таким образом, происходит ориентация учащихся в ценах на разные товары и услуги. Они учатся приобретать продукты питания и иные товары самостоятельно, разбираться в ценах и понимать, что представляет собой стоимость.
- Знакомство с денежными знаками в пределах 1000000. Учащиеся познают денежные знаки и их перевод: рубли в копейки, копейки в рубли, решают задачи по нахождению цены и стоимости, учатся ориентироваться в стоимости товаров и денежных знаках, используемых для их приобретения. Здесь же происходит знакомство с понятием заработной платы, семейного бюджета, доходами и расходами. На завершающем этапе начального школьного обучения, учащиеся должны полноценно владеть знаниями о стоимости разных товаров и услуг, уметь самостоятельно приобретать что-то, рассчитываясь нужной денежной суммой, сосчитать сдачу, которую им должны дать при оплате товаров большими денежными знаками.
На уроках математики учащимся даются задания, соответствующие экономической тематике. Изучается история возникновения денег, берутся сказочные персонажи и знания из окружающего мира, а также практический опыт учащихся. Это упрощает познание финансов и экономических законов, делает знания более реальными и полезными для младших школьников.