Монологическая речь – это речь индивида, обращенная к слушателям или самому себе, не требующая отклика, ответной реакции, не относящаяся к диалоговому общению.
Монологическая речь является одной из форм связной речи, а потому, требует своего активного развития. Ребенку необходимо научиться формулировать умозаключения, делать самостоятельные высказывания, аргументировать свою точку зрения, рассуждать и анализировать.
Монологическая речь активно формируется в ходе обучения повествованию. Для этого используется разнообразная литература и разные приемы работы.
Методика организации повествовательной работы с дошкольниками
В основе организации повествовательной работы с детьми дошкольного возраста лежит обучение их навыкам пересказа, т.е. ребенок должен научиться грамотно излагать мысль текста, отражать ее своими словами.
Методика развития навыков пересказа опирается на следующие положения:
- Тексты, применяемые для повествовательной работы должны нести в себе определенный смысл, т.е. учить детей чему-то, развивать определенные свойства личности, нравственные ориентиры жизнедеятельности;
- Доступность текстов повествовательной работы для понимания и восприятия дошкольниками конкретной возрастной группы. Это позволит выразить свое отношение к тексту и выразить мнение по поводу событий, отраженных в нем дошкольниками;
- Сюжет произведения должен быть точно построенным, содержать последовательность действий;
- Вариативность рассматриваемых литературных жанров, в частности, используются сказки-повествования, сказки-описания, народные сказки и др;
- Наличие у произведения эмоционального компонента;
- Наличие ярко выраженной логической связи между всеми частями рассказа. Это упрощает восприятие дошкольника данного рассказа и повышает его навыки пересказывания;
- Учет грамматической структуры текста, используемого для повествования.
Следует отметить, что тексты-описания вызывают у дошкольников трудности при их воспроизведении. Как правило, ребенок не улавливает значимые детали и описывает только события, происходящие в начале и в конце рассказа. Потому, описательные тексты требуют особого подхода к их выбору. Ребенок способен к сохранению в памяти и воспроизведению тех моментов, которые воздействовали на его чувства. Потому, описания не должны быть сопряжены с моментами сильного эмоционального всплеска рассказа.
Также, следует отметить, что обучение навыкам пересказа требует систематичной работы в данном направлении. Дети должны постепенно осваивать приемы повествования и закреплять навыки пересказа, посредством регулярной тренировки. Повествовательные занятия требуется проводить не менее двух-трех раз в месяц. Обучение производится от простого к сложному т.е. первоначально осваивается пересказ коротких произведений с простым сюжетом, которые, затем усложняются.
Длина рассказа не всегда определяет эффективность формирования повествовательных навыков. Большую роль играет сложность содержания, сюжетной линии, количество героев и сцен, событий и процессов.
Разновидности рассказов, используемых в процессе обучения повествованию
Монологическая речь дошкольников развивается в ходе повествовательной деятельности. Повествование позволяет сформировать у ребенка навыки связной речи, умения строить самостоятельные высказывания, формулировать мысли, выражать свои эмоции и чувства в словесной форме.
На занятия в ДОУ применяются следующие варианты рассказов, ориентированных на формирование навыков повествования:
- Описательные рассказы. Они могут быть сравнительными т.е. сравнивать два и более объектов между собой по сущностным признакам и объяснительными, в которых присутствуют компоненты рассуждения, демонстрации каких-то явлений и процессов, аргументации определенных выводов. На основании объяснительных рассказов происходит формирование навыков объяснения товарищам, взрослым способов совершения того или иного действия, правил игры, применения игрушек и т.д. Сравнительные же рассказы учат детей сопоставлять объекты и процессы, выделять их значимые признаки.
- Сюжетные рассказы. Они носят повествовательную направленность т.е. рассказывают о каком-то событии, процессе, объекте. Повествовательные рассказы, используемые на занятиях в ДОУ, основываются на работе памяти и воображения ребенка. Он воспроизводит рассказ на основании картины, сформированной в памяти после его прочтения.
- Фактические рассказы. Они связаны с пересказом ребенком произведения в опоре на свои представления, свою память, т.е. ребенок рассказывает то, что сохранилось в его памяти.
- Творческие рассказы. Они являются придуманными, т.е. ребенок сочиняет рассказ на основании своей фантазии, воображения. При повествовании используется опыт жизнедеятельности. Ребенок может придумывать рассказы об игрушках, каких-то событиях, объектах.
Сюжетные повествования даются дошкольникам гораздо легче, чем описания. Это обусловлено тем, что ребенок дошкольного возраста, в своем развитии, стремится к действию, к движению. Также, описание требует активизации произвольного внимания, навыков анализа, сравнения, развитого активного словаря, что не всегда является актуальным на определенных этапах дошкольного развития.
Творческие повествования, также, являются сложными и, применяются для развития монологической речи, только в старшем дошкольном возрасте.
При повествовании следует обратить внимание соблюдение дошкольниками последовательности повествования, структуры рассказа и его связность.
Дети дошкольного возраста очень сложно поддаются развитию навыков пересказа. Они невнимательно слушают тексты – рассказы, сказки, объяснения, описания. Это приводит к трудностям усвоения ими отдельных, значимых моментов, проблемам с соблюдением структуры текста и последовательности его воспроизведения. Потому, этим аспектам необходимо уделить особое внимание в процессе обучения повествованию.