Культура поведения – это способ организации своей деятельности в разных ее видах и направлениях, построения взаимодействия в социальной среде, основанного на моральных нормах, нравственных и этических принципах поведения.
По сути, культура поведения является этикой поведения. Если человек имеет нравственные ориентиры поведения и руководствуется в нем этическими нормами, то его поведение можно назвать культурным. Такое поведение предполагает строгое соблюдение норм социальной деятельности, социального общения и социального взаимодействия, проявление тактичности, терпимости и доброжелательности к людям, стремление к бесконфликтному разрешению различных противоречий.
Воспитание культуры поведения реализуется на всех этапах развития учащегося и на всех уровнях обучения. На каждом уровне оно имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями развития личности учащегося, условиями обучения и его особенностями.
Необходимость воспитания культуры поведения у студентов колледжа
Поведение студентов колледжа имеет свои особенности. Они обусловлены его принадлежностью к социальной группе студентов, которой присуще активная жизненная позиция, целеустремленность, ориентация деятельности на результат, формирование самосознания, расширение сферы социальных контактов.
Воспитание у студентов основ культуры поведения имеет важное развивающее значение. Кроме того, культура поведения необходима не только студенту, но и будущему профессионалу в той или иной деятельности.
Необходимость культурного развития студента, формирования у него основ этики поведения обусловлено следующими обстоятельствами:
- Нормы современной культуры. Современные этические требования к личности студента и его поведению к социальной среде колледжа достаточно высоки. Они требуют от студента знания моральных норм поведения и выработки нравственных ориентиров, не позволяющих студенту переходить черту во взаимоотношениях с педагогами, другими студентами и т.д.
- Требования работодателей к выпускникам. Современные работодатели требуют от начинающих специалистов не только знаний и навыков деятельности, но и выдвигают требования опрятного внешнего вида, культурной речи, знаний делового этикета, владение культурными основами поведения и т.д.
- Быстро меняющиеся условия социально-экономического пространства. Современное общество развивается скачкообразными темпами. Это приводит к тому, что культура теряет свою значимость: новые веяния моды, потеря значимости традиций и исторического наследия. В этой связи, как никогда, актуально воспитание культуры поведения на всех этапах обучения.
- Особенности студенческого этапа жизнедеятельности. Студент находится на стадии переходного периода своей жизнедеятельности: он получает определенные профессиональные навыки, необходимые для его перехода к взрослой жизни. Это требует формирования навыков ответственности за свое поведение, выработке желания соблюдать этические нормы в повседневном поведении.
- Необходимость формирования навыков тактичного взаимодействия с педагогами и другими учащимися, вежливости и терпимости, поскольку они выступают фундаментом успешного построения дальнейшей профессиональной жизнедеятельности или эффективности дальнейшего получения высшего образования.
- Переход студента на новый этап жизнедеятельности. Студент колледжа еще не является совершеннолетним самостоятельным человеком. Он вступает на новую ступень своего развития, которая требует от него ответственности, самостоятельности. Студенту необходимо наличие навыков самоконтроля и умения вести себя культурно, руководствуясь нравственными принципами.
Классные часы этической направленности как основная форма воспитания культуры поведения у студентов
Воспитание культуры поведения студентов колледжа должно начинаться с первых дней их учебной деятельности. С первых дней посещения учебного заведения студенты знакомятся с распорядком дня и изучают правила поведения в нем. Чтобы процесс обучения и развития студента носил продуктивную направленность, правила поведения должны быть приняты им, как нечто значимое и безусловное к исполнению.
Как правило, воспитательный процесс студентов колледжа реализуется во внеурочной деятельности колледжа. Классные руководители организуют классные часы разных тематик, проводят мероприятия и праздники, носящие воспитательную направленность.
Классные часы являются основной формой организации воспитательного процесса по формированию культуры поведения у студентов. Основы этики поведения студентов закладываются на классных часах.
Проведение классных часов по культурному и этическому развитию студентов нацелено на ознакомление учащихся с нормами поведения в учебном заведении, повышение их знаний в области этического поведения в колледже и стимулирование развития самоконтроля и потребности в самовоспитании студента.
В ходе классного часа, классный руководитель знакомит студентов с понятием коллектива учащихся и нормами взаимодействия всех членов коллектива. Также, проводится диагностирование педагогом уровня культурного развития каждого студента и его знаний в области этики повседневного поведения.
Классные часы этической направленности ориентированы на:
- Обсуждение качеств личности воспитанного человека;
- Совместную выработку правил поведения в социальной среде колледжа;
- Ознакомление с требованиями колледжа к внешнему виду студентов, их речи, вежливости и толерантности, пользованию средствами связи и различными гаджетами во время учебных занятий, способам выражения своей точки зрения и т.д.;
- Ознакомление студентов с правилами взаимодействия с преподавателями;
- Мотивации к участию студентов в социально значимой деятельности и мероприятиях социальной направленности;
- Ознакомление с правилами поведения на занятиях в колледже, в столовой, в деканате;
- Формирование основ нравственности и выработку гражданской позиции студента.
Классные часы помогают выработать адекватную самооценку будущего профессионала и направить его поведение в культурное русло.