Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников в малых группах

Роль групповой деятельности в развитии коммуникативных УУД

Определение 1

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) – это навыки построения взаимоотношений с разными возрастными категориями граждан, разрешения конфликтов и координации деятельности партнеров, построения эффективного социального взаимодействия и коммуникативных связей, а также полноценного и четкого выражения своих мыслей и взглядов, умения отстаивать свою точку зрения в конструктивной форме.

В младшем школьном возрасте дети должны освоить, прежде всего, такие коммуникативные УУД, как:

  1. Навыки построения коммуникативных связей. Сюда входит ведение диалогов, аргументация своей точки зрения, передача информационных данных в разной форме.
  2. Навыки коллективной работы. Дети обучаются работать в команде, сотрудничать для достижения единой цели, брать на себя определенные обязанности и нести ответственность.

Навыки коллективной работы развиваются, как правило, посредством организации работы в малых группах. Обучение коммуникативным УУД имеет групповую направленность. Парная работа или взаимодействие в малых группах способствует развитию навыков коммуникативного взаимодействия младших школьников. Работа в малых группах активизирует восприятие ребенком позиции другого человека. В принципе, она и ориентирована на преодоление эгоцентризма т.е. неспособности младшего школьника понять позицию другого человека, отсутствие желания встать на его место.

Работая в коллективе, ребенок приходит к пониманию того, что его точка зрения не является единственной и всегда правильной. Причем, важную роль играет его взаимодействие именно со сверстниками. Взрослый не может стать ему равноправным партнером. При взаимодействие со взрослым, ребенок не может осознать наличие иного мнения и взгляда, поскольку мнение взрослого воспринимается им иначе, чем мнение сверстника.

В этой связи, в начальной школе активно применяется работа в малых группах. Она позволяет углубить коммуникативные действия ребенка. Один и тот же объект дети обучаются оценивать с разных позиций и оснований.

«Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников в малых группах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Организация коммуникативного развития младших школьников через работу в малых группах позволяет развить сотруднические коммуникативные навыки. Дети учатся формировать сотруднические отношения, ориентированные на достижения единой цели. Таким образом происходит оказание детьми помощи друг другу, взаимоконтроль работы, ориентация на общий положительный итог своей деятельности. Это требует развития у младших школьников умения договариваться, выбирать оптимальный способ решения задач, преодолевать противоречия, уходить от конфликтов или конструктивно их разрешать, сохранять положительный настрой деятельности и командный дух.

Работа в малых группах способствует речевому коммуникативному развитию младшего школьника. Дети учатся правильно выражать свои мысли и взгляды, задавать вопросы, выбору верного стиля общения.

Формы организации эффективного развития коммуникативных УУД младшеклассников

Работа по формированию коммуникативных УУД учащихся начальных классов реализуется таким образом, что активизировать их коммуникативные навыки и преодолеть эгоцентризм, являющийся возрастной спецификой развития младшего школьника.

Таким образом, основными формами организации деятельности детей являются:

  • Групповая работа.
  • Проектная деятельность.
  • Творческие занятия.
  • Тренинги.

Групповая работа помогает ребенку осмысленно подойти к процессу обучения. Он учится осознанно подходить к выполнению разнообразных учебных действий.

Как правило, оптимальной является организация работы в малых группах. Малый коллектив наиболее лучше позволяет ребенку почувствовать эмоциональную связь с другими участниками и их поддержку. Это активизирует деятельность наиболее робких учащихся, которые никак не проявляют себя в коллективном взаимодействии.

Организация работы в малых группах происходит по следующим правилам:

  1. Добровольное участие детей в групповой деятельности.
  2. Краткосрочная работа, исключающая развитие переутомления и перенапряжения учащихся.
  3. Дисциплинированность: нельзя кричать, перекрикивать кого-то, выражая свою точку зрения, уважать права каждого члена группы, проявление терпимости.
  4. Создание условий для налаживания контактов и сотруднических взаимоотношений между детьми.

Проектная деятельность и творческие занятия, также, предполагают формирование небольшого коллектива учащихся, которому дается задание. Педагог может оказать детям помощь в реализации проекта, распределив роли. Однако, следует дать детям максимальную самостоятельность при его выполнении. Это будет способствовать лучшему развитию коммуникативных навыков, поскольку дети прочувствуют свою ответственность за выполнение задания и максимизируют совместные усилия для достижения, поставленных целей.

Проектная деятельность является достаточно сложной для детей младшего школьного возраста. Но она может быть применена на отдельных учебных занятиях. Должны быть использованы максимально простые и доступные для данного возраста задания.

Что касается тренингов, то они, как правило, носят психолого-педагогическую направленность. Тренинги проводятся при участие специалиста – психолога. Он помогает разобраться в проблемных ситуациях коллектива и выработать пути преодоления сложностей межличностного взаимодействия. Конечно, тренинги могут проводиться и индивидуально, но именно групповой тренинг позволяет развить у учащихся коммуникативные УУД, преодолев сложности построения социального взаимодействия.

Чтобы коммуникативные УУД эффективно развивались, работа в малых группах должна соответствовать ряду требований, предъявляемых к педагогу и его регулятивным направлениям деятельности. К ним относятся:

  1. Предоставление учащимся времени на обдумывание ответов.
  2. Акцентировать внимание учащихся на ответах своих партнеров и членов других малых групп.
  3. Не корректировать работу детей и не выражать свое мнения по тому или иному вопросу.
  4. Поддержание каждого мнения и высказывания, независимо от его верности.
  5. Предоставление возможности учащимся задания вопросов по непонятным для них точкам зрения их товарищей.
  6. Задачи уточняющих вопросов и вопросов на дачу более развернутого ответа, детального пояснения.
  7. Создание благоприятной обстановки для коллективной работы.
Дата последнего обновления статьи: 14.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot