Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте
Коммуникативные навыки – это навыки взаимодействия и общения с другими членами социальной среды, умения принимать, перерабатывать, интерпретировать полученную в ходе общения информацию и правильно ее применять.
Коммуникативные навыки необходимо развивать с раннего детства. Они необходимы каждому человеку, поскольку все являются представителями социума и, каждому необходимы навыки социального взаимодействия. Кроме того, коммуникативные навыки облегчают социализацию ребенка. Если он умеет выстраивать адекватное взаимодействие с различными категориями граждан, то он будет чувствовать себя комфортно в различных социальных ситуациях и обстановках.
Формирование коммуникативных навыков имеет свои различия в разные возрастные этапы развития ребенка. Если в младшем дошкольном возрасте, ребенок более сильно привязан к матери, родителям, близким людям, лучше находит общий язык со взрослыми, нежели детьми, то в старшем дошкольном возрасте дети, начинают занимать весомое место в качестве объектов социального взаимодействия ребенка. В этот возрастной период, ребенок имеет осознанные, сформировавшиеся интересы и потребности, которыми он желает поделиться со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками становится ведущей в этот период. Ребенок жаждет и ищет общения, желая удовлетворить тот или иной интерес, а значит, ищет ребенка, чьи интересы будут схожими с его.
Построение коммуникативного взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками имеет свои особенности. Можно выделить следующие:
- Широкий и разнообразный диапазон коммуникативных действий дошкольника. Ребенок совершает такие действия, которые не присущи ему в общении со взрослым. К примеру, он может что-то приказывать сверстнику, наставлять его, проявлять сочувствие, обманывать. Здесь, происходит формирование таких форм социального общения, проявления себя, как кокетство, притворство, эмоциональная наигранность. Все это обусловлено тем, что ребенок стремится решить большое количество коммуникативных задач.
- Яркий эмоциональный окрас. Если в общении со взрослым, ребенок старшего дошкольного возраста, не всегда может выразить всю полноту своих чувств и эмоций, зная, что это вызовет определенную реакцию взрослого, то со сверстником он не ограничивается в их проявлении. Это может быть и бурная радость, и сумасшедшее веселье, ярость, нетерпение.
- Отсутствие стремления к развитию конфликта. Как правило, в старшем дошкольном возрасте, ребенок не заинтересован в выяснении отношений со сверстниками. Вот со взрослыми – совсем другое дело. Споры, противостояние – основная черта поведения старшего дошкольника со взрослым. Со сверстниками ребенок не желает вступать в спор и развивать конфликт. Естественно они возникают, но в редких случаях.
- Отсутствие стандартности установления коммуникативных связей. Построение системы взаимодействия со сверстником, вступление с ним в контакт происходит с помощью самых различных действий и приемов. Если со взрослыми, ребенок старается придерживаться норм и правил социального поведения, которому они его и научили, то в общении со сверстниками он чувствует полную свободу и включает свою фантазию.
Способы развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте
Как правило, в старшем дошкольном возрасте, ребенок должен испытывать потребность в общении со сверстниками. Если этого не происходит, то следует обратить внимание на особенности его развития и помогать ему в формировании коммуникативных навыков.
Работа по развитию коммуникативных навыков старшего дошкольника реализуется по двум направлениям:
- Создание системы активного коммуникативного взаимодействия со взрослыми. Это поможет ребенку освоить навыки и приемы построения коммуникативных связей. Ребенок учится тому, каким образом вступить в контакт с другим членом общества, какие ситуации располагают к общению, а какие нет, как лучше строить общение, чтобы исключить развитие конфликтных ситуаций, какие нормы и правила следует соблюдать и т.д.
- Регулярное и продолжительное совместное времяпрепровождение со сверстниками. Это позволяет детям учиться общаться, подражая друг другу. В общении с другими детьми, ребенок бывает более открытым и искренним. Кроме того, это общение имеет яркий эмоциональный окрас. Регулярное общение со сверстниками учит ребенка пробовать что-то новое, использовать разные коммуникативные подходы к построению диалогов, исключает правила, которых нужно придерживаться в общении со взрослыми, что активизирует воображение и фантазию ребенка, заставляет его делать оригинальные коммуникативные движения, выпускать эмоции. В общении о сверстниками ребенок стремится выразить свои чувства и эмоции в монологах, поделиться ими с товарищами. При этом, он не ждет оценки своих действий и поступков, которую обычно дают взрослые. Это раскрепощает детей, активизирует их желание в построении коммуникативных связей.
Развитие коммуникативных умений старших дошкольников осуществляется посредством использования двух методов:
- Театральные постановки. Театральные постановки, даже проигрывание небольших сцен, помогает ребенку расширить свой словарный запас, сделать речь более выразительной и интонационно развитой, ликвидирует стеснение и закрытость в коммуникативном взаимодействии, раскрепощает и учит нормам общения с разными возрастными категориями граждан.
- Игровой метод. Здесь, игра выступает средством коммуникативного развития ребенка. Используются разнообразные игры, способствующие развитию различных аспектов коммуникации. Например, подвижные игры раскрепощают замкнутых детей, сюжетные игры помогает в принятии на себя ролей других людей, развитии навыков понимания другого человека, формируют партнерские отношения, а дидактические игры учат формированию контактов между детьми, навыков расположения к себе собеседников, контролировать свои желания, с учетом желаний другого человека, разрешать конфликты и противоречия.