Коммуникативные навыки – это навыки общения и продуктивного социального взаимодействия, опирающиеся на принципы понимания, доверия, равноправия и уважительного отношения участников общения друг к другу.
Коммуникативные навыки необходимы каждой личности. Потому, их развитию уделяется особое внимание в воспитательном процессе школы, особенно на начальных этапах школьного обучения.
В коммуникативном развитии личности ведущую роль играет процесс обучения. Обучение стимулирует развитие и ускоряет его. Обучение необходимо для формирования положительных коммуникативных навыков учащихся, для развития их умений общаться в разных коммуникативных ситуациях, строить позитивные отношения с разными людьми.
Коммуникативный потенциал уроков литературного чтения в начальной школе
Уроки литературного чтения ориентированы на ознакомление учащихся начальной школы с художественной литературой, освоение навыков чтения и их тренировку. Помимо этого, происходит осмысление прочитанного и обмен мнениями и взглядами на описанные события, процессы и явления. Таким образом и происходит коммуникативное развитие учащихся.
Коммуникативный потенциал уроков литературного чтения велик. Его можно отразить следующими параметрами:
- В ходе чтения происходит зарождение мыслей и чувств у читателей, формируется определенное эмоциональное состояние, которое выражается при помощи речи. Учащиеся обсуждают прочитанное, обмениваются мыслями, дискутируют.
- Развитие навыков прослушивания чужого мнения, его анализа и одновременного выражения своих мыслей, своего взгляда, видения рассматриваемых аспектов жизнедеятельности.
- Постижение выразительных языковых средств и их использование в повседневной речи. Художественные произведения знакомят учащихся с выразительными языковыми средствами и требуют их использования в речи при обсуждении прочитанного. Так, происходит их запоминание и включение в речевой оборот.
- Организация диалогового общения на уроках. Оно реализуется при обсуждении прочитанного: событий, характеров героев, их моральной сущности и т.д. В ходе диалогов реализуется не просто коммуникативное развитие учащихся, а осуществляется их общее развитие и социальная активность.
- Выработка модели личностного поведения на основании анализа литературных текстов разных жанров, осмысления поступков героев и их поведенческих реакций.
- Знакомство с основами жизнедеятельности предков, народной мудростью, моральными принципами поведения и историей их развития через чтение народного фольклора.
Коммуникативное развитие учащихся начальной школы реализуется через уроки литературного чтения в опоре на применение различных подходов и инновационных методов обучения. Это реализуется для стимуляции познавательного интереса учащихся и активизации их коммуникативной сферы.
Развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста сопряжено с рядом специфических параметров их развития. Таковыми являются:
- Попадание в новую социальную обстановку и сферу деятельности;
- Освоение новых норм поведения и социального взаимодействия;
- Освоение новых способов общения и взаимодействия со взрослым человеком;
- Развитие навыков делового общения.
Решение риторических и речетворческих задач как условие развития коммуникативной культуры младших школьников на уроках чтения
Коммуникативная культура младших школьников на уроках литературного чтения формируется через развитие навыков восприятия художественного слова, развитие навыков мышления художественными образами и разговора с использованием художественных языковых средств, обогащение речи учащихся, овладение различными речевыми конструкциями и навыками их употребления в различных речевых ситуациях. Для этого ставятся разнородные риторические и речетворческие задачи обучения, решение которых реализуется через:
- Знакомство с разнородными речеведческими понятиями. Оно реализуется на основании получения информации из литературных источников, получение новых сведений об использовании речевых средств в устном общении.
- Использование методов проблемного обучения. Они побуждаю учащихся к поиску, осмыслению прочитанных произведений, их анализу и рассуждениям. Коммуникативное взаимодействие учащихся приобретает более инициативный и спонтанный характер, становится более свободным.
- Использование групповых форм работы на уроке. Они повышают эмоциональный комфорт учащихся, стимулируют их интерес к чтению и обсуждению прочитанного.
- Построение верного речевого высказывания. Оно формируется в ходе обсуждения прочитанного, аргументирования своего мнения. Необходимо сформировать умения сознательной работы учащихся над построением высказываний.
- Развитие навыков слушания собеседника. Ребенок должен научится не только выражать свое мнение, но и принимать иные точки зрения, прислушиваться к ним и рассматривать возможность их верности, рациональности.
- Освоение ритма художественного слова. Учащимся требуется постичь ритмичность высказываний и постичь музыкальность художественного слова. Для этого используются задания на прочтение стихотворений с соблюдением интонации, выражением, в разных темпах и проведение анализа приемлемости использования того или иного темпа речи. Это стимулирует развитие чувства речевого ритма учащихся и позволит освоить навыки составления стихотворных поэтических форм.
- Формирование навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Они реализуются в ходе противоречий, противоположных точек зрения на рассматриваемые ситуации литературного произведения. Учащиеся анализируют конфликтные ситуации текста и выражают свое отношение к поведению героев в них: их правота, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать свою правоту, вести себя культурно и т.д.
Таким образом, формируются речетворческие навыки учащихся, повышающие их речевую активность и коммуникативную культуру, создающие основы установления взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.