Каллиграфические навыки – это умение писать красивым четким почерком.
Понятие «каллиграфический» неразрывно связан с понятиями почерка и письма. Почерк отражает двигательные навыки организма, которые воспроизводят графические знаки на бумажном носителе. Письмо же, представляет собой систему графических знаков, которые применяются для письменного запечатления речи.
Условия развития каллиграфических навыков у учащихся младших классов
Эффективность развития навыков письма у учащихся младших классов зависит от того какими способами достигается цель развития чистописания, в какой обстановке она реализуется. Чтобы достичь максимального эффекта в формировании каллиграфического почерка, необходимо соблюдать следующие условия:
- Учет индивидуальной специфики развития учащихся. Здесь необходимо учесть правшой или левшой является учащийся, какой темп письма для него оптимален, как он воспринимает информацию.
- Оптимальные гигиенические условия. В учебном помещении должна быть создана соответствующая письменным потребностям обстановка: мебель ориентирована на правильную посадку и написание символов, а также расставлена правильно, уровень освещенности рабочего места должен быть оптимальным для глаз, нельзя их перенапрягать.
- Применение методов и приемов, соответствующих возрастной специфике развития младших школьников. Они должны быть доступны и постепенно усложняться – по мере развития учащимися навыков письменной речи.
- Создание атмосферы в учебном помещении, способствующей развитию мотивации написания символов, увлекающую учащихся, развивающую их познавательную заинтересованность.
Целевое назначение обучения чистописанию
На начальном этапе обучения в школьном учреждении, учащиеся должны быть обучены чистописанию.
Почерк формируется с первых дней школьного обучения и продолжает развиваться в течение всего периода школьного обучения. Формирование почерка у детей осуществляется на уроках письма.
Формирование каллиграфических навыков у ребенка способствует развитию его эстетических качеств, эмоциональных свойств, аккуратности, терпения и спокойного отношения к выполнению деятельности разной сложности.
Целевое назначение обучению чистописанию неразрывно связано с необходимостью формирования навыков письменной речи. Чистописание нацелено на формирование у учащихся с младшего возраста навыков графически верного, устойчивого и четкого письма.
Письменная речь играет важное значение в развитии любой личности. Человек может общаться посредством письма, но только в случае, если оно будет легко читаемым, доступным для восприятия, красиво оформленным и грамотным. В этих показателях проявляется культура письменной речи, отражающая уровень развития пишущего и его уважительное отношение к читающему.
Уроки по чистописанию в младших классах ориентированы на:
- Развитие у учащихся навыков быстрого письма;
- Сохранение четкости графических символов при большой скорости их написания;
- Развитие способности быстрого выполнения письменных работ в различных учебных заведениях.
Обучение каллиграфии начинается со знакомства с правилами посадки, расположения рук, держания спины в верном положении. Затем младшие школьники должны быть ознакомлены с бумажными носителями, на которых они будут писать, и инструментами письма т.е. ручками, карандашами, чернилами и т.д.
В процессе прохождения уроков по чистописанию осуществляется решение следующих задач:
- Совершенствование письменной речи учащихся, правильное написание всех графических символов;
- Правильная постановка слов в строке;
- Соблюдение пропорций строчных и заглавных букв;
- Развитие умений написания букв одинаковой высоты в словах одной строки;
- Профилактика совершения письменных ошибок;
- Коррекция письменных ошибок;
- Устранение недостатков письма у отдельных учащихся.
Методы обучения каллиграфическим навыкам письма
Процесс обучения каллиграфическим навыкам письма предполагает применение разнообразных приемов и методов. К ним относятся следующие:
- Демонстрация. Педагог демонстрирует детям, каким образом происходит процесс письма. Они обучаются способам написания букв и иных графических символов. Педагог демонстрирует написание на классной доске, либо, в тетради отдельного учащегося. Естественно, что демонстрация должна сопровождаться пояснениями: каким образом располагается рука и куда она ведется при написании буквы, какого она может быть размера;
- Списывание. Педагог предоставляет учащимся образец написания графических символов, и они стремятся написать их аналогичным образом. Этот метод ориентирован на задействование неосознанного подражания, которое имеет ярко выраженное проявление в младшем дошкольном возрасте;
- Копирование. Учащимся даются письменные символы и копировальная бумага. Они обводят их с целью развития двигательных представлений о письме. Обведение не способствует осознанию процесса письма, но оно помогает упражняться в выполнении верных движений рукой при написании символов и закрепить эти навыки в своем сознании;
- Написание символов в воздухе. В данном методе активизируется не только двигательный аппарат, но и визуальное восприятие учащегося. Оценить написание учащимися символов в воздухе невозможно. Но этот метод увлекателен для младших школьников и развивает их память и воображение;
- Письмо под счет. Написание букв осуществляется под счет разного ритма и темпа;
- Проведение анализа формы буквы. Каждая буква анализируется, исходя из своего структурного строения. При этом, педагог должен объяснить с помощью каких движений рукой можно написать ту или иную букву.