Грамматический строй речи – это порядок взаимодействия слов в предложениях.
Грамматический строй речи имеет морфологическую и синтаксическую структуры. Они отражают порядок словообразования и построения предложений при грамматически верном сочетании слов в предложении.
Рисунок 1. Грамматический строй речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формирование грамматического строя речи имеет важное значение для речевого развития ребенка. Особенно остро вопрос формирования грамматического строя встает при наличие общего недоразвития речи (ОНР).
Ребенок с ОНР сталкивается с серьезными трудностями при овладении грамматикой, поскольку не может полноценно анализировать все языковые явления и выражать, посредством речи важные грамматические закономерности. Общее недоразвитие речи имеет разную степень проявления: речь может полностью отсутствовать или иметь частичные нарушения фонетического строя либо грамматическое недоразвития. Исходя из степени проявления речевых дефектов, строится оптимальная коррекционная программа, ориентированная на формирование грамматического строя речи дошкольников.
Система коррекционной работы по развитию грамматического строя речи дошкольников с ОНР
Преодоление ОНР актуально реализовывать на дошкольном этапе развития ребенка. Это обусловлено тем, что коррекция поможет подготовить ребенка к школе и устранит развитие различных проблем в обучении, связанных с речевым недоразвитием.
Коррекционная работа имеет системную организацию деятельности по устранению разнообразных речевых дефектов и развитию грамматического строя речи. Она основывается на следующих принципах:
- Принцип своевременности. Коррекцию необходимо начинать с раннего возраста, чтобы предотвратить развитие вторичных дефектов и создание среды для развитие проблем в различных направлениях деятельности ребенка с ОНР.
- Принцип опоры на онтогенез. Коррекция должна учитывать возрастные особенности речевого развития ребенка, а также условия его жизнедеятельности.
- Принцип единства направлений коррекции. Корректировать грамматические проблемы языка необходимо в их взаимосвязи с фонетикой и лексикой.
- Индивидуализации. Коррекционная работа должна учитывать особенности проявления речевых дефектов каждого отдельного ребенка с ОНР.
- Принцип связи речевого развития и психических процессов организма. ОНР может быть следствием разнообразных отклонений в функционировании психики ребенка. Это необходимо учитывать, поскольку психические отклонения окажут непосредственное воздействие на формирование грамматического строя речи.
Дошкольные образовательные заведения строят свою деятельность по развитию грамматического строя речи ребенка с ОНР на основании рекомендаций и методических пособий коррекционной педагогики.
Формирование грамматического строя речи включает в себя упражнения на развитие понимания грамматических категорий и их самостоятельного употребления в речи. Это можно реализовать с учетом наличия конкретного речевого дефекта и доступной форме объяснения ребенку грамматических основ родного языка.
Работа по формированию грамматического строя речи дошкольников с ОНР ведется по следующим направлениям:
- Освоение элементарной лексики и простых грамматических конструкций.
- Развитие артикуляционного аппарата.
- Развитие верного фонематического восприятия и звукового произношения.
- Грамматическая подготовка к овладению грамотой родного языка.
- Развитие связной речи.
Формирование морфологической стороны речи дошкольника с ОНР
Развитие грамматического строя речи возможно только при формировании связной речи. Поэтому, необходимо акцентировать внимание на правильном словообразовании.
Особое внимание акцентируется на образовании сложных форм слов. Дети учатся правильному применению слов по родовой принадлежности, образованию множественного числа, использованию слов в верном падеже. Для этого используется ряд специальных упражнений:
- Игры по описанию картинки. В таких играх происходит описание детьми того, что изображено на картинке. Описание носит детальный характер с применением дополнительных вопросов;
- Загадки. Предлагается отгадывание загадок, ответ которых предполагает постановку существительного в определенный падеж, род или число;
- Дидактические игры. Они ориентированы на разделение объектов или изображений по родам и числам;
- Словесные упражнения. Они предполагают произнесение названий разнообразных действий, вещей и объектов в разных падежах и числах. Внимание акцентируется на звуковом произношении и правильном выборе окончаний в словах, при выборе слова в конкретном числе, падеже и родовой принадлежности.
Формирование синтаксической стороны речи дошкольника с ОНР
Синтаксическая сторона речи связана с построением правильного предложения и объединением предложений в грамматические конструкции. Она ориентирована на развитие умения формирования простых предложений, предложений с обособленными оборотами, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений и их верное применение в контекстной речи.
Формирование синтаксической стороны речи у ребенка с ОНР реализуется по следующим направлениям:
- Формирование навыков соблюдения последовательности слов в предложении.
- Соблюдение согласованности слов в предложении.
- Развитие навыков использования прямой и косвенной речи.
- Преодоление затруднений в функционировании психических процессов, отвечающих за смысловую сторону речи.
- Развитие элементарных представлений о том, что такое предложение и из каких компонентов оно состоит.
В качестве приемов формирования синтаксической стороны речи используются следующие:
- Дидактические игры;
- Словесные упражнения;
- Сюжетные картинки;
- Создание коммуникативных ситуаций;
- Художественные тексты.
Дети должны научиться правильной постановке и употреблению предлогов в предложении, использованию прилагательного в согласовании с существительным в роде и числе.