Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Необходимость целенаправленного формирования графотомоторных навыков у детей с ОНР

Определение 1

Графомоторный навык – это правильное положение и движение руки, которой ребенок пишет, необходимое для успешного письма, рисования, раскрашивания и т.д.

Определение 2

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это разнообразные по сложности речевые расстройства, в результате которых у детей отмечается нарушение формирования все сторон и компонентов речи, относящихся к смысловой и звуковой стороне, при сохраненном нормальном слухе и интеллекте.

Основным признаком недоразвития речи у ребенка является позднее появление речи и отставание в ее развитии.

Как показывает логопедическая практика, в настоящее время отмечается рост числа детей с различными речевыми патологиями. Также необходимо отметить, что дети, имеющие речевые патологии, одновременно имеют и проблемы с развитием мелкой и общей моторики.

Дети с ОНР находятся в группе риска, так как освоение грамоты и письма является одним из основных условий успешности обучения в школе. Ввиду того, что письмо и чтение находятся в тесной взаимосвязи с речью, у детей с ОНР возникает их нарушение. Для того, чтобы исправить данную ситуацию, не допустить развития нарушений и своевременно их исправить, организуется специальная коррекционная работа. В первую очередь коррекционная работа направлена на формирование у детей графомоторных навыков.

Замечание 1

Оптимальным периодом для формирования графомоторных навыков у детей с ОНР является период дошкольного детства, именно в этом возрасте необходимо развивать руку ребенка и готовить ее к письму.

«Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные направления формирования графомоторных навыков у детей с ОНР

Основные направления формирования графомоторных навыков у детей с ОНР:

  1. Формирование токоординированных движений кисти и пальцев рук.
  2. Формирование зрительной и пространственной ориентировки.
  3. Формирование зрительной и моторной координации.

Вся коррекционная работа, по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР осуществляется в два этапа.

Первый этап – реализуется первое направление по формированию тонкоординированных движений пальцев и кисти рук. Основная работа заключается в проведении специальных занятий, которые включают в себя игры и упражнения по развитию моторики рук.

На данном этапе для работы используется следующее оборудование:

  • мелкие предметы, разной формы, которые необходимо рассортировать по банкам или лоткам (пуговицы, бусинки, зерна, орешки и т.д.);
  • нитки, проволочки или веревочки, которые необходимо наматывать на катушки или палочки;
  • специализированные игрушки-шнуровки или дощечки, которые имеют несколько отверстий для продевания шнурков;
  • разнообразные застежки, которые нашиты на ткань, задача ребенка их застегнуть, расстегнуть, завязать или развязать;
  • наборы из лент и веревочек разной толщины и длины, которые дети должны завязывать, заплетать, развязывать и т.д.;
  • прищепки, разноцветные палочки или специальные пластмассовые наборы;
  • мозаики, конструкторы, пазлы и т.д.

Второй этап – включает в себя работу над формированием тонкоординированных графических движений. На этом этапе используются следующие упражнения:

  • штриховка с разной силой нажима, в разных направлениях и с разной амплитудой;
  • раскрашивание с ограничительными линиями и без них;
  • копирование и обведение изображения по контуру;
  • рисование и письмо по опорным точкам: дорисовка изображений;
  • рисование на ограниченной поверхности по клеточкам;
  • графические диктанты;
  • выкладывание по контуру изображения ниток, веревочек и т.д.

Условия формирования графомоторных навыков у детей с ОНР

Замечание 2

Прежде, чем организовать работу по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР, педагог должен убедиться в том, что соблюдены все необходимые требования и созданы нужные условия.

Подготовка к осуществлению работы по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР:

  1. Убедиться в том, что дети правильно держат в руках карандаш (ручку).
  2. Правильно подобрать средство для проведения работы. Например, если необходимо увеличить нагрузку на кисть ребенка, то использовать следует не краски или фломастеры, а грифельные карандаши.
  3. При выборе средства для рисования (карандаши, кисти, ручки, фломастеры и т.д.), убедиться, что они соответствуют всем необходимым требованиям, удобны в использовании и не окажут на кисть ребенка негативного влияния. Например, если карандаш слишком короткий, то его неудобно держать, ребенок «подстраивается» под короткий карандаш, что может привести к деформации кисти.
  4. Соблюдение правильной осанки, для этого педагогу нужно удостовериться, что высота стула и стола соответствуют всем нормам и ребенку не приходится слишком наклоняться над столом или напротив, вытягиваться.
  5. Правильное освещение. Свет на лист бумаги должен падать не со сторон той руки, которой пишет ребенок, а с противоположной.
  6. Непрерывная графическая нагрузка на ребенка не должна превышать более 5 минут, а общая продолжительность занятия зависит от возраста детей, уровня и темпа их развития.
  7. На протяжении всего занятия по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР, необходимо уделять должное внимание гигиеническим правилам письма.

Гигиенические навыки письма, соблюдаемые при формировании графомоторных навыков у детей с ОНР:

  • за столом следует сидеть прямо и не касаться его грудью;
  • ноги должны стоять на полу ровно;
  • расположение рук на столе: правая рука свободно двигается, а левая придерживает лист бумаги;
  • кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола;
  • точкой опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, затем ребенок смотрит на взрослого, и пробует сам – взрослый помогает. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot