Необходимость целенаправленного формирования графотомоторных навыков у детей с ОНР
Графомоторный навык – это правильное положение и движение руки, которой ребенок пишет, необходимое для успешного письма, рисования, раскрашивания и т.д.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это разнообразные по сложности речевые расстройства, в результате которых у детей отмечается нарушение формирования все сторон и компонентов речи, относящихся к смысловой и звуковой стороне, при сохраненном нормальном слухе и интеллекте.
Основным признаком недоразвития речи у ребенка является позднее появление речи и отставание в ее развитии.
Как показывает логопедическая практика, в настоящее время отмечается рост числа детей с различными речевыми патологиями. Также необходимо отметить, что дети, имеющие речевые патологии, одновременно имеют и проблемы с развитием мелкой и общей моторики.
Дети с ОНР находятся в группе риска, так как освоение грамоты и письма является одним из основных условий успешности обучения в школе. Ввиду того, что письмо и чтение находятся в тесной взаимосвязи с речью, у детей с ОНР возникает их нарушение. Для того, чтобы исправить данную ситуацию, не допустить развития нарушений и своевременно их исправить, организуется специальная коррекционная работа. В первую очередь коррекционная работа направлена на формирование у детей графомоторных навыков.
Оптимальным периодом для формирования графомоторных навыков у детей с ОНР является период дошкольного детства, именно в этом возрасте необходимо развивать руку ребенка и готовить ее к письму.
Основные направления формирования графомоторных навыков у детей с ОНР
Основные направления формирования графомоторных навыков у детей с ОНР:
- Формирование токоординированных движений кисти и пальцев рук.
- Формирование зрительной и пространственной ориентировки.
- Формирование зрительной и моторной координации.
Вся коррекционная работа, по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР осуществляется в два этапа.
Первый этап – реализуется первое направление по формированию тонкоординированных движений пальцев и кисти рук. Основная работа заключается в проведении специальных занятий, которые включают в себя игры и упражнения по развитию моторики рук.
На данном этапе для работы используется следующее оборудование:
- мелкие предметы, разной формы, которые необходимо рассортировать по банкам или лоткам (пуговицы, бусинки, зерна, орешки и т.д.);
- нитки, проволочки или веревочки, которые необходимо наматывать на катушки или палочки;
- специализированные игрушки-шнуровки или дощечки, которые имеют несколько отверстий для продевания шнурков;
- разнообразные застежки, которые нашиты на ткань, задача ребенка их застегнуть, расстегнуть, завязать или развязать;
- наборы из лент и веревочек разной толщины и длины, которые дети должны завязывать, заплетать, развязывать и т.д.;
- прищепки, разноцветные палочки или специальные пластмассовые наборы;
- мозаики, конструкторы, пазлы и т.д.
Второй этап – включает в себя работу над формированием тонкоординированных графических движений. На этом этапе используются следующие упражнения:
- штриховка с разной силой нажима, в разных направлениях и с разной амплитудой;
- раскрашивание с ограничительными линиями и без них;
- копирование и обведение изображения по контуру;
- рисование и письмо по опорным точкам: дорисовка изображений;
- рисование на ограниченной поверхности по клеточкам;
- графические диктанты;
- выкладывание по контуру изображения ниток, веревочек и т.д.
Условия формирования графомоторных навыков у детей с ОНР
Прежде, чем организовать работу по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР, педагог должен убедиться в том, что соблюдены все необходимые требования и созданы нужные условия.
Подготовка к осуществлению работы по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР:
- Убедиться в том, что дети правильно держат в руках карандаш (ручку).
- Правильно подобрать средство для проведения работы. Например, если необходимо увеличить нагрузку на кисть ребенка, то использовать следует не краски или фломастеры, а грифельные карандаши.
- При выборе средства для рисования (карандаши, кисти, ручки, фломастеры и т.д.), убедиться, что они соответствуют всем необходимым требованиям, удобны в использовании и не окажут на кисть ребенка негативного влияния. Например, если карандаш слишком короткий, то его неудобно держать, ребенок «подстраивается» под короткий карандаш, что может привести к деформации кисти.
- Соблюдение правильной осанки, для этого педагогу нужно удостовериться, что высота стула и стола соответствуют всем нормам и ребенку не приходится слишком наклоняться над столом или напротив, вытягиваться.
- Правильное освещение. Свет на лист бумаги должен падать не со сторон той руки, которой пишет ребенок, а с противоположной.
- Непрерывная графическая нагрузка на ребенка не должна превышать более 5 минут, а общая продолжительность занятия зависит от возраста детей, уровня и темпа их развития.
- На протяжении всего занятия по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР, необходимо уделять должное внимание гигиеническим правилам письма.
Гигиенические навыки письма, соблюдаемые при формировании графомоторных навыков у детей с ОНР:
- за столом следует сидеть прямо и не касаться его грудью;
- ноги должны стоять на полу ровно;
- расположение рук на столе: правая рука свободно двигается, а левая придерживает лист бумаги;
- кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола;
- точкой опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, затем ребенок смотрит на взрослого, и пробует сам – взрослый помогает. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.