Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры у младших школьников
Этика – это одна из философских дисциплин, предмет исследования которой – нравственность и мораль.
Наиболее высокий уровень нравственной воспитанности личности – ее способность ориентироваться на соответствующие нормы морали. Нравственно воспитанным считается человек, который не только усвоил нравственные понятия, но и в любой ситуации ведет себя в соответствии с ними.
Нравственное воспитание состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон - формирования нравственного сознания и воспитания нравственных чувств. Соотношение этих сторон определяется особенностями каждого возрастного периода и не может быть одинаково в начальной школе и в старшей. Для нравственного становления личности необходимо проведение специальной работы с учащимися, направленной на усвоение ими моральных поведенческих норм.
Учащиеся приобретают моральные знания как моральные представления и понятия, и выступают как основа для формирования поведенческой культуры. Задача учителя - предоставить детям систему моральных понятий и представлений.
Моральные понятия учеников начальной школы неопределенны, а их суждения носят односторонний характер, зачастую в представлении детей лишь по одному признаку определяется нравственное понятие, понятие этической культуры.
В поступках отражен уровень нравственной этической культуры ребенка, и он всегда связан с его сознанием. Этические поступки проявляются и воспитываются в процессе деятельности, в общении с людьми и ровесниками. Особенностью нравственных отношений является то, что они обладают ценностно-регулятивным и непосредственно оценочным характером, то есть, основаны на моральной оценке, которая выполняет определенные функции регулирования и контроля своего поведения, своих поступков. Поступками выражается уровень нравственной этической культуры.
Иными словами, педагогической этикой рассматривается не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность ее основных категорий, моральных ценностей.
Методы и средства воспитания этической культуры у младшего школьника
Наиболее распространенные методы воспитания этической культуры – методы убеждения. К таким методам относят рассказы, беседы, разъяснение представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений и пр. На основании опыта можно сказать, что формирование у учеников этических представлений во многом определяется, развитием их чувств и поведения, неправильными представлениями, касающимися дружбы, доброты, честности и справедливости – что выступает в качестве причины частых конфликтов детей.
Разъяснение – наиболее доступный метод воспитания этической культуры. С помощью этого метода ученикам объяснят поведенческие нормы в школе, дома, на улице и пр. Рассказ взрослых помогает детям накопить представления, переживания и понятия, касающиеся моральных этических норм поведения, принятых в обществе.
Еще один действенный метод воспитания этической культуры школьника – убеждение примером. Действие данной метода базируется на том, что ребенок стремится скорее стать взрослым, беря поведение взрослых в качестве подражательного примера. Склонность к подражанию базируется на том, что у детей еще отсутствует свой жизненный опыт и устойчивые поведенческие привычки.
Наиболее распространенное средство воспитания этической культуры – одобрение. Ребенок, у которого только идет формирование навыков и привычек правильного поведения и отношений с окружающим миром, нуждается в одобрении со стороны значимых взрослых. Давая одобрение правильному поведению ребенка, взрослый может его корректировать, показывать, что оно правильное и что в похожих ситуациях следует поступать также.
Хорошее средство воспитания этической культуры учеников начальной школы – доброжелательное отношение друг к другу и к взрослым. Системой таких отношений между детьми и взрослыми предполагается уважение к детской личности, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей и веру в ребенка.
Важное средство воспитания этической культуры – поощрение. В материальном поощрении встречается максимальное количество ошибок по сравнению с другими методами поощрения. Материальное поощрение должно применяться очень умело, без приучения детей к тому, что каждый его шаг будет материально вознаграждаться. Нельзя, чтобы подарок, ожидаемый ребенком, выполнял функцию оплаты труда или помощи взрослым. В таком случае у ребенка вырабатывается привычка делать хорошие дела за определенную плату, что воспитывает в детях жестокость и корысть.
Еще одним значимым средством воспитания этической культуры младшего школьника выступает лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок непослушный и совершает плохие поступки, взрослые могут запретить ему играть с любимыми игрушками, смотреть мультики или играть в телефоне. Но при этом необходимо обязательно выяснить причину плохого поведения.
Лишение доверия также выступает методом формирования этической культуры. Например, ребенок в 3ем классе самостоятельно рассказывает о делах в школе, родители только подписывают дневник, но позже обнаружили, что ребенок скрывал полученную двойку. В такой ситуации мать может в категорической форме потребовать у ребенка демонстрировать дневник ежедневно, так как словам ребенка доверять нельзя. В таком случае контроль родителей и будет выступать в качестве наказания. Но долго так продолжать нельзя, следует стремиться к восстановлению равновесия.
Иными словами, все описанные выше средства и методы воспитания этической культуры младшего школьника закрепляются в детском сознании, дети упражняются в добрых действиях, что помогает воспитывать добрые этические представления и поступки.