Роль физического воспитания в формировании экологического сознания у старших школьников
Экологическое сознание – это способность понимать и осознавать неразрывность связи между человеком (человеческим обществом) и природой, а также зависимость благополучного существования людей от неизменности и целостности природной среды.
Физическое воспитание – это организованный и целенаправленный педагогический процесс по совершенствованию форм и функций организма ребенка, формированию у него двигательных умений и навыков, а также овладению знаниями, необходимыми для полноценного развития собственных физических качеств.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания (от 1989 года), основной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста является осуществление заботы об их здоровье, организация целенаправленной работы по его сохранению и укреплению.
Однако, в настоящее время все сложнее организовать работу образовательного учреждения таким образом, чтобы в нем присутствовали занятия по физической культуре, способствующие качественному сохранению и укреплению здоровья детей. Связано это в первую очередь с увеличением учебной нагрузки на детей. Касается это не только учащихся школ, но и детей дошкольного возраста. Современные Образовательные Программы, реализуемые в ДОУ, характеризуются повышением объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В образовательный процесс вводятся новые предметы (ТРИЗ, иностранные языки, компьютерное обучение и т.д.). Соответственно нагрузка на детей значительно увеличивается. Это не может не отразиться на физическом и психическом здоровье детей дошкольного возраста.
Снижение учебной нагрузки становится невозможным в рамках современных требований к подготовке детей дошкольного возраста. Именно поэтому перед каждым дошкольным учреждением, а конкретно перед каждым педагогом остро встает вопрос о разработке новых подходов к организации физического воспитания, которое бы позволило компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.
В настоящее время одним из наиболее актуальных и востребованных в данном направлении решений, является внедрение в образовательный процесс занятий интегративного характера. Такого рода занятия обеспечивают полноценное развитие у детей познавательных способностей на фоне высокого уровня двигательной активности.
Особую популярность получила методика по проведению занятий физической культурой, в рамках которых предусмотрено сочетание выполнения физических упражнений и формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста. Большую результативность данные занятия показали среди детей старшего дошкольного возраста.
Кроме того, востребованность таких занятий объясняется еще и тем, что в условиях современного экологического криза, формирование у детей экологического сознания является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения. Это связано с тем, что именно дошкольный возраст наиболее восприимчив к получению и усвоению новых знаний. В связи с чем, его необходимо использовать по максимуму для начальной ступени экологического образования и формирования экологической культуры.
Характеристика занятий по физической культуре, направленных на формирование экологического сознания у старших дошкольников
Основные особенности и характеристики методики интегрированных занятий по физической культуре, направленных на формирования физических навыков и умений, сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, а также формирования у них экологического сознания:
Организация и проведение занятий на свежем воздухе, с периодичностью 1-2 занятия в неделю, в рамках экскурсии, посещения экологической тропы ДОУ, парка, в естественных условиях (лес, просека) и т.д. Задача воспитателя заранее составить маршрут, по которому будет проходить занятие, выделить и отметить места (предметы и явления), на которые необходимо обратить особое внимание. Прохождение по маршруту должно быть периодическим для того, чтобы дети могли отмечать изменения в природе, сравнить ее состояние в разное время года и т.д.
Организация и проведение интегративных занятий при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя группы. Во время занятий дети не только выполняют комплекс разработанных упражнений, но и под руководством воспитателя осуществляют наблюдение за природными явлениями и сезонными изменениями.
Подбор физических упражнений, которые бы сочетали в себе не только направленность на физическое развитие, но и на формирование у детей экологического сознания:
- дозированная ходьба на свежем воздухе;
- дыхательные упражнения (Листья шуршат, Радуга, Одуванчик, Морозко и т.п.);
- общеразвивающие упражнения (Подснежник, Листопад, Поймай снежинку и т.д.);
- тематические подвижные игры (Перелетные птицы, Цветы и ветер, Скворечники и т.д.);
- эстафеты;
- сезонные упражнения спортивного характера.
Подбор упражнений необходимо осуществлять в соответствии с темой интегрированного занятия по физической культуре и во взаимосвязи с содержанием природоведческих наблюдений.
Разумное сочетание двигательной активности и формирования у детей старшего дошкольного возраста экологического сознания. Это может достигаться посредством:
- наблюдения за природными и сезонными явлениями в начале занятия при ходьбе в спокойном темпе;
- выполнение физических упражнений может быть проведено после наблюдений или посещения экологической тропы;
- сочетание физических упражнений и работ на экологической тропе (упражнение подбираются в соответствии с темой занятия).
Проведение интегрированных занятий по физической культуре должно осуществляться в соответствии с возрастом воспитанников. Предлагаемые для выполнения физические упражнения должны быть дети посильны, а получаемые знания о природе и окружающем мире интересны и легки для усвоения.
Организованные таким образом интегрированные занятия по физической культуре целесообразно делить на четыре комплекса, в соответствии с сезоном. День здоровья экологической направленности завершает каждый из четырех сезонных комплексов интегративных занятий. В его содержание включаются специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологического сознания.