Фольклор и народная культура
Фольклор – это вид коллективного художественного народного творчества. Поэтическое народное творчество на протяжении истории народа вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся и предавало их новым поколениям, активно пропагандировало высокий нравственные нормы и эстетические идеалы.
Дети приобщаются к народной культуре в ходе разной деятельности – фольклорных праздников, изучения малых жанров фольклора и пр. Все формы занятий, направленных на изучение народных традиций должны быть ориентированы на творческое развитие учеников, выработку в них стремления самостоятельно мыслить, проявлять собственную инициативу, стремиться сделать что-то новое, свое и лучшее.
Ученые считают младший школьный возраст периодом формирования наглядно-образного мышления и воображения, периодом развития речи, обогащения психической жизни опытом, возникновения способности воспринимать мир и действовать в соответствии с представлениями. Появление обобщенных знаний о предметах и явлениях – важный этап ознакомления с окружающим миром посредством народной культуры.
В современной школе учителя ищут возможность осуществлять плодотворную воспитательную работу, обращаясь к традиционному народному наследию. Народные промыслы невозможно заменить в процессе воспитания эстетических чувств детей, народный фольклор гармонично включается в ежедневную жизнь детей, постоянно вызывает у них положительные эмоции, народным играм отводится все больше времени в игровой деятельности детей.
Особенное значение народное творчество приобретает в момент организации праздников в коллективе детей. Фольклорный праздник – это всегда радость, веселье и торжество, которые разделяют как дети, так и взрослые. Он должен входить в жизнь детей ярким событием и оставаться в памяти на долгие годы.
Основная задача проведения фольклорных праздников – знакомство с этнокультурными традициями. На их основании у детей идет развитие понимания истинно прекрасного, появляется потребность приобщаться к ценностям народной музыки, истории родного края, традициям и обычаям своего народа и песенному наследию предков.
В современных школах знакомство детей с фольклорными праздниками обычно протекает отдельными эпизодами и осуществляется, преимущественно, посредством разучивания песен и восприятия музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций собственного народа – основная причина того, что дети не чувствуют к ним должного интереса.
В наше время существует проблема недостаточности качественных методических разработок, помогающих приобщить младших школьников к этнокультурным традициям.
Цель методической работы в этом аспекте – разработать и систематизировать фольклорные праздники, помогая приобщить детей – учащихся начальной школы к этнокультурным традициям.
Фольклорные праздники в начальной школе
В начальной школе могут быть проведены следующие праздничные мероприятия, в которых задействуют не только детей, но и учителей, и родителей:
- «В гости к самовару» – цель – приобщить детей к этнокультурным традициям русского чаепития через включение их в праздничную атмосферу, процедуру заваривания русского чая;
- «От Покрова до Кузьминок» – цель – приобщить детей к традициям празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы («Кузьминок») посредством участия их в традиционных играх и конкурсах;
- «Кузьминки – встреча зимы» – цель – приобщить к этнокультурным традициям празднования Кузьминок через участие в игровой деятельности;
- «Деревенские посиделки» – цель – приобщить детей к русским народным традициям деревенских посиделок, с включением элементов русского устного народного творчества;
- «Рождество. Пришла Коляда» – цель – приобщить детей к традициям празднования Рождества. Колядки с участием в разнообразных типах детской деятельности – инсценировки, пение, игры;
- «Масленица пришла!» – цель – приобщить детейк традициям празднования Масленицы через их участие в праздничных действиях;
- «Жаворонки» – цель – приобщать детей к русским народным традициям празднования прихода весны через включение учеников начальной школы в игровые и исполнительские виды деятельности;
- «Светлое Христово Воскресенье» – цель – приобщить детей к традициям празднования праздника Пасхи Господней через участие детей в процессе окрашивания яиц и пасхальных играх;
- «Семик – Зеленые Святки» – цель – приобщить детей к традициям празднования Зеленых Святок посредством их участия в различных типах деятельности – игровой, исполнительской и пр.
Иными словами, народные календарные праздники в воспитании детей могут быть рассмотрены в качестве оптимального средства изучения основ народной культуры России. Фольклор выполняет функцию своего рода аксиологической системы и средствами художественного языка может раскрыть духовно-нравственные ценности и идеалы, этические нормы людей. Посредством системы календарных праздников могут быть реализованы основные жизненные ценности – смыслы человека: семью, труд, заботу о старших, преемственность поколений, здоровье и нравственность, природу и гармонию и пр. Все это выступает в качестве веского основания для использования содержания фольклорных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания детей.
Решающая роль в процессе формирования общечеловеческих ценностей, отводится семье, в частности, отношению к фольклору в семье. Пример родителей является основополагающим фактором влияния на подрастающее поколение. Одно из направлений формирования общечеловеческих ценностей – активность учеников, представленная посещением музыкальных концертов, самостоятельным прослушиванием музыкальных произведений и участием в разнообразных школьных и внешкольных мероприятиях.