Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения, музыковед, ботаник и композитор.
Руссо систематически изложил свою теорию воспитания и педагогическую программу в работе «Эмиль, или о воспитании». Главный пункт данной программы – теория естественного, свободного воспитания, в центре которого – личность ребенка.
Руссо в своей педагогической концепции отверг современный ему взгляд на образовательно-воспитательные процессы. Он считал, что старую воспитательную систему, санкционируемую церковью, необходимо отбросить. Вместо этого он считал необходимостью введение демократической системы, которая должна помочь в выявлении у ребенка дарований, которые заложила природа. Воспитание поможет развить ребенка только тогда, когда оно приобретет естественный природосообразный характер, если оно будет связано с естественным процессом развития индивида и станет побуждать его самостоятельно приобретать личный опыт и знания, которые базируются на нем.
Воспитание, по мнению Руссо, дают человеку природа, люди и окружающие его вещи:
- воспитание, которое человек получает от природы, – это развитие его внутренних способностей;
- воспитание, которое человек получает от людей, – это обучение тому, как использовать эти способности;
- воспитание со стороны вещей – это процесс приобретения человеком собственного опыта относительно предметов, которые дают ему воспитание.
Все эти три фактора, как говорил Руссо, должны действовать согласованно.
Природосообразность в педагогике Руссо
Природу, как фактор воспитания Руссо рассматривал следующим образом: ребенок с рождения уже чувственно восприимчив и получает информацию и впечатления от органов чувств от предметов, которые его окружают. Постепенно, он становится восприимчивее, его знания об окружающем мире расширяются, углубляются и изменяются под воздействием взрослых. Такой взгляд на воспитание был в то время принципиально новым, так как система школьного воспитания игнорировала возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Воспитание человека начинается в момент его рождения и продолжается всю жизнь, главная задача воспитания – создать человека. Такое воспитание должно отличаться от старого, ставящего целью подготовить из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Воспитание для Руссо – искусство развития истинной свободы человека, которая зависит только от него самого. Из этого следует отрицание им системы общественного воспитания, так как он считал, что ни отечества, ни граждан нет, есть только угнетатели и угнетенные.
При этом природа для Руссо – не первобытное звериное существование человека, а его свобода и непосредственное развитие врожденных способностей и влечений. При обращении к родителям и воспитателям, он призывал стремиться к развитию в ребенке естественности, привитию чувства свободы и независимости, стремления к труду, уважению в нем человеческой личности, а также всех полезных и разумных склонностей. Стремление к природе Руссо видел в неприятии искусственности и притягивании всего естественного, простого и непосредственного.
Руссо ставил ребенка в центр воспитательной деятельности, но вместе с тем, он выступал против излишнего потакания детям, уступок их требования и капризам. Отвергая любую форму воспитания, базирующуюся на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он также утверждал, что ребенка нельзя предоставлять самому себе, так как это угрожает его развитию.
В обучении важно не просто приспособить знания к уровню ученика, а соотносить их с его опытом и интересами. Необходимо организовать передачу знания таким образом, чтобы ребенок сам на себя брал эту задачу. Для этого нужен педагогический подход, базирующийся на значении передаваемого знания, учитывая интересы каждого воспитанника.
Руссо делал акцент на важности труда для воспитания. Труд прививает ребенку чувство долга и ответственности за свои действия. Также, живя внутри общества, человек обязан своим трудом платить за свое содержание. Иными словами, труд – неизбежная обязанность каждого человека. Трудовое воспитание Руссо непосредственно связано с нравственным, умственным и физическим развитием и совершенствованием. Задача нравственного воспитания заключается в предохранении ребенка от воздействия испорченного общества, искусственной культуры и отслеживание его развития и развития его личных интересов и потребностей. Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, в связи с чем, основной предпосылкой нравственного воспитания выступает умственное развитие. Только после этого могут вырабатываться моральные качества, формирование понятий об общественных отношений.
Неоспоримы вклад Руссо в педагогику, который заключается в осуществлении им попытки наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. При рассмотрении непосредственно проблемы воспитания детей, Руссо делил жизнь ребенка на четыре периода:
- первый – от рождения до 2 лет, когда необходимо уделять особое внимание физическому развитию и воспитанию;
- второй – от 2 до 12 лет – воспитание чувств;
- третий – от 12 до 15 лет – умственное воспитание;
- четвертый – от 15 до 18 лет – нравственное воспитание.
Руссо считал, что первоначальное воспитание должно быть отрицательным, то есть должно исключать воздействие искусственной культуры на природу ребенка. Данный период – наиболее ответственный, так как несмотря на то, что ребенок чувствует свои естественные потребности, но выразить их не может. В связи с этим мать в большей степени, чем кто-либо другой, несет ответственность за этот отрезок жизни ребенка, хотя и отцу, который никакими внешними обстоятельствами не избавлен от необходимости воспитывать своих детей, тоже необходимо строго выполнять обязанности, которые на него возложила природа.