Дошкольный возраст – это период от рождения ребенка до его поступления в школу.
Детство как феномен жизни человека
Феномен – явление, которое представляется в чувственном созерцании.
Феномен дошкольного детства – это одна из стадий жизненного цикла человека, во время которой происходит развитие организма, его основных функций, осуществляется социализация личности ребенка.
Под социализацией понимают усвоение ребенком системы знаний, норм и правил, формирование конкретной модели поведения, то есть всего того, что позволяет ребенку быть полноценным членом современного общества.
Именно в период дошкольного детства осуществляется формирование первичных представлений об окружающем мире. Данные представления являются фундаментом для дальнейшего развития ребенка.
В дошкольном возрасте происходит стремительное психическое и физическое развитие ребенка, формирование первоначальных психических и физических качеств, которые необходимы каждому человеку для полноценной жизнедеятельности, и которые делают его человеком.
Помимо формирования качеств и свойств психики, у дошкольника формируется общая модель характера и поведения, его отношение к окружающей действительности. Кроме того, происходит формирование «заделов» на будущее, выражающихся в психологических новообразованиях, достигаемых к концу дошкольного возраста.
В период дошкольного возраста обучение и воспитание ориентированы на формирование и развитие у ребенка всех необходимых психических качеств и мировоззрения.
Таким образом, дошкольное детство – это уникальный (феноменальный) период становления личности ребенка, формирования фундаментальной основы, необходимой для дальнейшего успешного развития.
Детство как специфичная субкультура
Субкультура – это часть культуры общества, которая имеет свои отличительные специфические характеристики, систему ценностей, жизненные ориентации и способы поведения.
Исходя из того, что дошкольное детство имеет все указанные компоненты, то можно утверждать, что это субкультура жизненного периода каждого человека.
Мир детей имеет свои традиции, культуру и особенности, которые передаются из поколения в поколение. Основной функцией детской субкультуры является освоение и понимание детьми окружающего мира. Именно поэтому способы и принципы освоение передаются из поколения в поколение.
Основные формы детской субкультуры:
- разнообразные народные игры (подвижные, хороводные, состязательные и т.д.);
- детский фольклор, представленный считалками, дразнилками, сказками, загадками и т.д.;
- своеобразный детский кодекс (право старшинства, знаки собственности, право на использование конкретного места и т.д.);
- детские юмористические анекдоты, потешки, розыгрыши, поддевки и т.п.;
- своеобразная детская магия, мифотворчество (фантастические истории, выдуманные небылицы, «колдовство», «гадание» и т.д.);
- детская философии (рассуждение на жизненные темы, вопросы взрослому, которые практически всегда начинаются «почему… ?» и т.д.);
- детское словотворчество, такое как языковые перевертыши, неологизмы и этимология;
- специфические эстетические представления детей: рисунки, лепка, плетение веночков, составление букетиков, «секретики» и т.д.
- наделение взрослых и сверстников разнообразными прозвищами;
- детские религиозные представления (детские обряды и молитвы).
Таким образом, детская субкультура – это своего рода пространство, в котором ребенок накапливает собственный жизненный и социальный опыт, овладевает навыками коммуникации и взаимодействия с окружающими.
Познание мира взрослых и мира сверстников дает ребенку возможность приобщиться к ценностям других людей, понять свои интересы и предпочтения, сформировать индивидуальную систему ценностей.
В детской субкультуре, иногда в довольно жесткой форме, происходит подчинение ребенка установленным нормам и правилам поведения, овладение данными правилами, формирование навыками управления собственным поведением. Кроме того, благодаря общению с другими детьми, каждый ребенок усваивает одну из важнейших личностных категорий – половую принадлежность. Гендерные различия в детской субкультуре весьма значительно, девочки и мальчики «живут» по своим правилам, а также и взаимодействуют друг с другом по установленным правилам и нормам.
Таким образом, в детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт детей, принимаются возрастные нормы и правила поведения, исследуются границы дозволенного, дети учатся решать свои проблемы, оказывать влияние на окружающих, познают мир, окружающих и самих себя.
Реальность детства в современной культуре
В настоящее время реальность такова, что возникает проблема кризисного положения детей в современном обществе. Социальное и культурное общество, в котором живет, растет и развивается ребенок сильно искажено и деформировано такими явлениями как социальное сиротство, неблагополучные и малоимущие семьи и т.д. Решение данных проблем находится в стадии своего рассмотрения и обсуждения. Однако взрослым нужно действовать как можно скорее, так как данные явления негативно сказываются на развитии подрастающего поколения, которое является будущим нашей страны.
В области педагогики, проблемы сохранения феномена дошкольного детства и использование его самоценности, достигается посредством внедрения гуманистической модели образования. Гуманизация воспитания и обучения направлена на формирование и развитие полноценной, духовной, культурной и социально активной личности.
Современное общество наконец-то начало понимать то пагубное влияние на детей, которое оказывается со стороны СМИ. В данном направлении ведется мощнейшая работа по пропаганде здорового образа жизни, развития эстетического вкуса, нравственности и т.д., через разнообразные источники СМИ. То есть СМИ переходит в союзники, путем создания различных детско-юношеских программ, направленных на воспитание полноценной и всесторонне развитой личности.