Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Факторы воспитания по Локку

Определение 1

Факторы воспитания – это то, что независимо от желания людей, способно порождать воспитательные эффекты, объективно оказывая влияние на природу, ход и результаты становления человека.

Краткая характеристика личности и педагогической деятельности Локка

Замечание 1

Джон Локк (1632 – 1740 гг.) является выдающимся английским педагогом и философом.

Годы жизни и деятельности Дж. Локка приходятся на тот непростой период, когда историческая борьба между молодой буржуазией и старым дворянством была завершена в Англии компромиссом, заключающимся в установлении конституционной монархии.

Дж. Локк был рожден как раз накануне важнейших событий в истории Англии. Воспитание Локка проходило в пуританской семье, которая придерживалась оппозиционных взглядов по отношению, к господствующей в стране англиканской церкви и произволу абсолютной монархии. Все это не могло не отразиться на воспитании Дж. Локка, который с самого детства был под воздействием взглядов своего отца, отстаивающего суверенитет английского народа, осуществляемый через Парламент.

Буржуазная революция, проходившая в то время оказывает значительное влияние на разработку таких важных вопросах, как «происхождение и сущность государства», «формирование морали и собственности» и т.д. Все эти вопросы активно обсуждаются в Англии на протяжении длительного времени, подогреваемые революцией. Разработкой и выражением мнений по данным вопросам занимается Дж. Локк, в лице которого буржуазия находит подлинного представителя своих интересов. Фундаментальные интересы современной буржуазии Дж. Локк выражает не только в политических и экономических теориях, но и в рамках педагогической теории, основанной на общефилософской концепции.

«Факторы воспитания по Локку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Учение Дж. Локка направлено на внедрение в систему воспитания и образования подрастающего поколения методов формирования:

  • аристократизма,
  • «рыцарских качеств»,
  • управленческих способностей,
  • знаний особых прав и обязанностей знатных людей и т.д.
Замечание 2

Педагогические идеи Дж. Локка были основаны на том, что каждый ребенок рождается с «чистой душой», не обладает никакими врожденными качествами. То есть все люди от рождения равны и имеют равные возможности в своем развитии. В связи с чем, процесс воспитания имеет значительную роль в становлении каждого ребенка и формировании его как личности.

Основополагающие факторы воспитания по Дж. Локку

Замечание 3

Факторы, оказывающие влияние на процесс воспитания ребенка, были выделены и описаны Дж. Локком в его основном педагогическом труда «Мысли о воспитании».

Педагогика Дж. Локка направлена на воспитание не просто человека, а джентльмена, который «умеет вести дела предусмотрительно и толково». Именно поэтому в процессе воспитания большое внимание необходимо уделять таким качествами личности как утонченность в общении, деловитость и т.д.

Замечание 4

Наибольшее внимание Дж. Локк обращал на нравственное, умственное и физическое воспитание детей.

В соответствии с педагогическими взглядами Дж. Локка, основной целью жизни каждого человека является достижение такого состояния собственного тела, которое может быть выражено формулой «в здоровом теле – здоровый дух». Именно поэтому Дж. Локк считал важным начинать процесс воспитания с заботой по сохранению и укреплению здоровья воспитанника. В связи с чем, Дж. Локком была разработана первая система физического воспитания, на максимально доступном для того времени уровне. Основой данной системы являлось закаливание ребенка. Под закалкой понималось не только физическое, но и духовное закаливание. То есть ребенок должен быть не только физически крепок и развит, но и стойко переносить жизненные невзгоды и перемены.

Нравственное воспитание, выведенное Дж. Локком, основывалось на принципе интересов и пользы личности. По его мнению, настоящий джентльмен – это тот, кто смог достичь своего счастья и при этом не помешать другим.

Поведение джентльмена должно быть разумно, то есть он умеет владеть своими эмоциями и страстями, дисциплинирован.

Основной задачей воспитания по Дж. Локку является выработка характера, нравственной дисциплинированности и развитие воли.

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на нравственное воспитание личности, Дж. Локк называл формирование устойчивых нравственных привычек.

Формирование нравственных привычек необходимо осуществлять последовательно. То есть вначале сформировать и закрепить одну привычку, а затем уже приступать к формированию и воспитанию следующей. Формирование и закрепление привычек происходит посредством выполнения специальных упражнений. Преодоление и искоренение отрицательных привычек, так же осуществляется путем выполнения упражнений и перевода их в хорошие.

Значительное влияние на нравственное воспитание оказывает такой фактор как окружающая ребенка среда и собственный пример взрослого человека. Недопустимо в воспитании применение наказаний или порицаний, вместо них необходимо использовать поощрения и награды. Тем самым ребенок будет стремиться к их получению, путем послушания.

Умственное воспитание ставилось Дж. Локком на третью по значимости ступень после физического и нравственного. Это было связано с тем, что в его понимании человек, который развит нравственно и физически, предпочтительнее ученого.

Цель обучающей программы, разработанной Дж. Локком заключалась в формировании и развитии у учащихся навыков самостоятельного мышления, фундаментальной основы знаний и умений. Большое значение в обучении Дж. Локк отводил не памяти, а пониманию и умению рассуждать. То есть важно уметь правильно мысли, нежели просто много знать.

Среди основных дисциплин, которые необходимо было усвоить учащимся по учебной программе Дж. Локка, выделяют: рисование, география, латынь, сельское хозяйство, геометрия, письмо, чтение, бухгалтерия, танцы, астрономия, верховая езда, французский язык, родной язык и ряд других дисциплин.

Замечание 5

Таким образом, педагогическая теория Д. Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена - представителя пришедшей к власти буржуазии, разработала принципы его физического, нравственного и умственного воспитания.

Дата последнего обновления статьи: 15.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot