Этнопедагогика как наука
Этнопедагогика - это наука, основным предметом изучения которой является народная педагогика.
Под этнопедагогикой понимают устоявшуюся традиционную педагогику воспитания и обучения подрастающего поколения, сложившуюся у конкретного народа в процессе исторического течения времени.
Впервые термин «этнопедагогика» был введен Г.Н. Волковым в 1962 году. В настоящее время определение «этнопедагогики» весьма разнообразно, так как каждый исследователь вкладывает в него свое понимание. Однако, несмотря на это, суть этнопедагогики остается той же – включение в педагогический процесс методов и средств воспитания, накопленных конкретным этносом.
Основными задачами этнопедагогики являются:
- Поиск народной (этнической) особенности педагогики воспитания в культурах разных этносов и наций.
- Поиск путей становления и развития этнопедагогики и педагогической культуры под воздействием разнообразных внешних факторов (экономические, социальные, политические, религиозные и т.д.).
- Определение путей эффективного отражения этнопедагогики поколений, которые можно адаптировать и применить в современных условиях, с целью полноценного и всестороннего развития и воспитания личности.
- Выявление путей использования наследия этнопедагогики в воспитании современных детей.
Внедрение опыта этнопедагогики в современный воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем применения разнообразных средств, ориентированных на развитие личности ребенка.
Средства этнопедагогики
Этнопедагогика имеет целостную систему воспитания и обучения детей, в соответствии со спецификой этноса, народности и региона проживания детей.
По мнению Г.Н. Волкова, значимость этнопедагогики состоит в том, что без памяти о своем народе, его традициях, культуры и духовности, нет и народа как исторической общности.
Основной целью этнопедагогики является передача подрастающим поколениям духовного и житейского опыта, основанного на особенностях этноса.
Достижение данной цели осуществляется посредством использования разнообразных средств народной педагогики.
К основным средствам этнопедагогики являются:
- Произведения устного народного творчества (сказки, были, пословицы, поговорки и т.д.).
- Народная музыка, песни и танцы.
- Народное декоративно-прикладное творчество и промыслы.
- Народные состязания и игры.
- Народный театр.
- Технология приготовления народных блюд.
- Народные праздники.
Данные средства активно используются при воспитании и обучении детей. Особенно популярными являются такие средства как устное народное творчество, музыкальное творчество, народные игры и праздники. Эти средства применяются педагогами в образовательных учреждениях.
Характеристика некоторых средств этнопедагогики
В устном народном творчестве, как одном из средств этнопедагогики, выделяют такие жанры и виды: былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д. Устное народное творчество входит в жизнь ребенка с самого его рождения. Вначале он знакомится с колыбельными песнями, затем с потешками, приговорками и поговорками.
Устное народное творчество, как одно из ведущих средств этнопедагогики выполняет следующие образовательные и воспитательные функции:
- Предоставляет детям истинную историческую картину духовного и культурного развития народа, его основные мировоззренческие взгляды, национальный характер, тем самым обогащает представление детей о прошлом и настоящем своего народа.
- Помогает понять и усвоить религиозные и нравственные принципы, воспитывает уважительное отношение к родителям, близким людям, своему народу и Родине.
- Формирование чувства уверенности в том, что справедливость и доброта всегда восторжествуют, тем самым укрепляется вера в хорошее и доброе будущее.
- Способствует формированию и развитию логического и художественно-образного мышления, памяти, наблюдательности, речи, фонематического слуха, сообразительной, речи, а также способствует обогащению и расширению словаря ребенка.
- Знакомство с родной культурой, родным языком, обогащение и расширение знаний об истории и традициях своего народа.
Еще одним распространенным и часто используемым средством этнопедагогики являются музыкальные и нарядные обрядовые праздники. Народные праздники, такие как масленица, колядки, рождество и т.д., сопровождаемые народной музыкой и песнями, интересны и привлекательны для детей.
Песенное и музыкальное народное творчество принято делить на три вида:
- вокальное (песенное): колыбельные песни, пестушки, частушки и т.п.;
- инструментальное
- вокально-инструментальное
Песенное и музыкальное народное творчество в рамках этнопедагогики выполняет ряд воспитательных функций:
- Социализация ребенка не только в современном социуме, но и среди своего народа и этноса.
- Воспитание у детей чувства дружбы и коллективизма.
- Формирование и развитие эмоциональной и душевной чуткости.
- Развитие эстетического вкуса и чувств.
Помимо музыки и песен, в воспитании ребенка, является народный танец, который не только знакомит ребенка с этническими особенностями, традициями и историей, но и оказывает положительное влияние на его физическое развитие.
Вначале детей знакомят с танцами путем показа или с помощью иллюстраций. После педагог учит элементарным движениям, постепенно усложняя и расширяя их. После того как ребенок усвоит все необходимые движения, он осваивает танец полностью.
Большое значение танец имеет для физического развития ребенка - позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений. В процессе занятий танцами у ребенка развивается художественно-образное восприятие и мышление, происходит знакомство с танцевальным народным творчеством.
Таким образом, все средства этнопедагогики включают в себя правила воспитания и обучения детей, которые передавались из поколения к поколению, оттачивались, конкретизировались и дошли до современных дней. Использование данных средств этнопедагогики подтверждает понимание значимости опыта предков в воспитании и обучении детей. Кроме того, они направлены на сохранение и процветание этносов.