Понятие и сущность эстетического воспитания в педагогике
Эстетическое воспитание – это организованный процесс, направленный на привитие правильного понимания и восприятия прекрасного, не только в искусстве, но и в повседневной жизни.
Сущность эстетического воспитания заключается в том, что в процессе реализации педагогического процесса педагог организует разнообразную художественно-эстетическую деятельность, направленную на формирование у детей способности правильного понимания и полноценного восприятия прекрасного во всех сферах его проявления и нахождения. Основная задача, стоящая перед педагогом, заключается в выработке у детей эстетических идеалов и вкусов, а также развитие их творческих дарований и задатков, заложенных от рождения.
Одной из важнейших сторон эстетического воспитания является формирование у ребенка стремление к прекрасному в повседневной жизни, природе, в поведении и облике человека.
Элементы эстетического воспитания:
- Эстетические потребности в различных областях.
- Развитие у детей художественного восприятия.
- Овладение необходимыми знания в области понимания искусства и умения выражать свои мысли и суждения с целью отражения действительности.
- Формирование у детей художественного вкуса.
- Приобщение детей к художественному творчеству. Развитие врожденных творческих талантов и способностей.
Таким образом, эстетическое воспитания представляет собой одно из направлений педагогики, цель которого формирование у детей нравственных качеств и компетенций.
Методологическая основа эстетического воспитания
Эстетическое воспитание предполагает не только теоретический процесс, который реализуется посредством рассказов и бесед, рассмотрением иллюстраций, картин и т.д., и их последующее обсуждение, но и посредством практической деятельности. Практическая деятельность в процессе эстетического воспитания включает следующие виды деятельности:
- создание красоты в процессе трудовой деятельности;
- соблюдение правил этики и эстетики во время поведения;
- организованная эстетическая познавательная деятельность и художественное творчество.
Эстетическая деятельность ребенка и формирование эстетической компетенции – это два взаимосвязанных между собой компонента педагогического процесса.
Таким образом, в процессе разнообразной деятельности, осуществляется эстетическое воспитание ребенка и развитие у него эстетического сознания. Главная задача педагога правильно организовать деятельность ребенка, для того чтобы сочетание осуществляемой деятельности и эстетического воспитании было взаимодополняемо и взвешенно, а не «перекрывалось» одно другим. Посредством различного рода деятельности ребенок удовлетворяет свои потребности в самовыражении и одновременно формируется его эстетическое отношение к окружающей действительности.
Методы эстетического воспитания:
- изучение, разъяснение и анализ различных произведений искусства;
- решение задач эстетической направленности (например, определение жанра музыкального произведения);
- упражнения в искусстве (например, рисование иллюстраций по прочитанному произведению);
- собственный положительный пример педагога;
- поощрение со стороны педагога за проявление эстетических знаний;
- разнообразные беседы, лекции, семинары, вечера и т.д. на эстетические темы.
Средства эстетического воспитания
Основными педагогическими средствами эстетического воспитания являются:
- Познание. Основой выступает познание окружающей действительности, сущность предметов и явлений, чувственное восприятие, поиск истины. Совместно с педагогом дети находят прекрасное в его разнообразных проявлениях, осуществляют его созерцание и анализ.
- Мышление. Углубление эстетического переживания достигается путем осмысления красоты. В процессе эстетического воспитания ребенок не просто созерцает прекрасное, но и старается его осмыслить, понять и осознать с эстетической точки зрения.
- Труд. В качестве средства эстетического воспитания используется умственный и физический труд, который активно влияет на развитие детей. Эстетическое воспитание достигается посредством самого процесса труда, его содержанием, итоговыми результатами и отношением ребенка к труду. В качестве основных элементов труда, оказывающих влияние на эстетическое воспитание ребенка, выступают: темп, ритм, пропорция, гармония и т.д. Если трудовая деятельность организована правильно, то в итоге ребенок получает эстетическое удовлетворение от проделанной работы.
- Общение. Эстетическое воспитания посредством общения подразумевает общение внутри коллектива на разнообразные эстетические темы, а также беседы, разговоры, лекции, семинары и т.д. с педагогом. Основными элементами общения выступают слово, мимика, жесты и практические действия. Все они являются источниками проявления ребенком своих эстетических чувств, которые появляются в результате знакомства (просмотра) с художественными произведениями.
- Природа. Богатейшим источником естественной красоты является природа. В отличие от художественных произведений, созданных человеком, природа натуральна и неподвижна. Природные краски яркие, красочные, сочетание цветов может быть неожиданным и интересным. Природа - это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды.
- Искусство. Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности.
Таким образом, решающим фактором эстетического воспитания детей являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение детей к ним. Именно поэтому одной из главных задач педагогики, как источника эстетического воспитания, является организация и реализация воспитательного процесса с использованием эффективных методов и средств работы с детьми.