Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие чувственного отношения и восприятия красивого в его различных проявлениях.
Целью эстетического воспитания является формирование у ребенка нравственно-эстетического идеала, всестороннее развитие его личности, а также формирование умения видеть, понимать и воспринимать прекрасное.
Для достижения данной цели у детей необходимо, в первую очередь, развивать художественный вкус, образное мышление и творческие задатки, которые заложены в ребенке от природы.
Различают следующие признаки эстетической воспитанности личности:
- Наличие художественного и эстетического вкуса.
- Умение рассуждать на эстетические темы, аргументировано представлять и отстаивать своё мнение.
- Творческие умения и навыки.
- Наличие определенных эстетических идеалов, не противоречащих общепринятым в социуме.
В процессе эстетического воспитания у ребенка формируется и развивается способность чувствовать и оценивать красоту, сопоставлять и сравнивать противоположности, находить прекрасное в повседневном. Данные умения в совокупности формируют художественный вкус ребенка.
Одним из важных признаком эстетически воспитанной личности является умение не просто находить красоту во всех ее проявлениях, но и умение любоваться красотой, испытывать эстетическое наслаждение. Помимо этого, умение любоваться красотой подразумевает наличие такого качества личности как переживание. Под переживанием понимается глубокое переживание эстетических чувств. Например, если ребенок видит прекрасное, то он испытывает возвышенные чувства, а если встречается с безобразным, то испытывает чувство отвращения. Именно эти переживания и являются подлинными признаками эстетически воспитанной личности.
Еще одним признаком эстетической воспитанности является способность рассуждать на эстетические темы, судить об эстетике предметов и явлений. В процессе обсуждения произведения искусства, красоты в природе или в обыденности, эстетически воспитанная и развитая личность умело и к месту использует эстетические термины, приводит аргументы и доводы.
Одним из внешних показателей эстетически воспитанной личности является художественно-эстетическое творчество, так как именно в нем проявляются образованность, эстетическая развитость, художественный и эстетический идеал.
Таким образом, на основании эстетической воспитанности происходит формирование и развитие творческой индивидуальности, ее эстетическое отношение к произведениям искусства, собственному поведению, к окружающей природе и труду.
Принципы эстетического воспитания
Процесс эстетического воспитания основан на ряде принципов:
- Принцип общность эстетического воспитания и художественного образования. Данный принцип является одним из ведущих принципов, так как он предусматривает формирование социально активной личности ребенка, ее подготовки к труду и духовной жизни. Взаимосвязь эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что не может быть гармонично и всесторонне развитого человека, если у него отсутствует эстетическая грамотность и художественная образованность. Эти качества подразумевают умение выполнять свою работу качественно и доводить ее до эстетического совершенства.
- Принцип комплексности. Данный принцип предусматривает комплексный подход к процессу воспитания, то есть использование различных видов искусств (музыка, рисование, пение и т.д.).
- Принцип единства художественного и общего психического развития детей. Согласно данному принципу общее становление личности возможно только при сочетании указанных направлений развития ребенка. Так, на уроках по музыке, литературе, изобразительному искусству у детей происходит развитие воображения, речи, эмоциональной сферы и мышления.
- Принцип связи художественно-эстетической деятельности с повседневной жизнью. Данный принцип означает, что знакомство ребенка с искусством не должно осуществляться в отрыве от его реальной жизни и носить исключительно теоретический характер. Эстетическое воспитания должно носить практический характер, всесторонне развивать личность ребенка и учить ребенка применять полученные эстетические знания и умения в своей жизни.
Критерии эстетического воспитания
Выделяют психологические, социальные и педагогические критерии эстетического воспитания.
Психологические критерии определяют психическое отношение ребенка к прекрасному. То есть, какие чувства испытывает ребенок во время созерцания художественного произведения или природной красоты, насколько эмоционально он откликается на проблему, которая затронута в произведении, как он высказывает свои суждения.
Психологические критерии направлены на выявление уровня развития художественного вкуса и сформированности эстетического идеала. Проследить это можно путем наблюдения за тем, каким художественным произведениям отдает предпочтение ребенок. Эстетический вкус проявляется в той оценке, которую он дает художественным произведениям. С помощью педагогических критериев устанавливается уровень творческого воображения и художественно-образного мышления.
Социальные критерии определяют широту круга интересов ребенка и степень его потребности в общении с эстетическими явлениями жизни и искусства, что проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка, а также желании окружать себя красивыми предметами и следовать эстетическим нормам в поведении и внешнем виде.
Таким образом, эстетическое воспитания проявляется в критериях, которые отражают наличие у ребенка художественного вкуса, подлинного эстетического идеала, потребности к окружению себя прекрасным и его воссозданием в жизни и быту.