Эмоциональная готовность: понятие и значение
Эмоциональная готовность – это способности ребенка к положительному восприятию учебного процесса, стремление к обучению и социальному взаимодействию с другими учащимися, приводящее к развитию заинтересованности в познании и мотивации к обучению.
При нарушении функционирования эмоциональных процессов в организме ребенка происходят сложности в интеллектуальной деятельности. мыслительные операции испытывают торможение в своем функционировании, что в итоге приводит к отрицательным последствиям личностного развития ребенка.
Нарушение функционирования эмоциональной сферы ребенка проявляется в следующем:
- Эмоциональные реакции не являются четко разграниченными.
- Неадекватные реакции на внешние раздражители.
- Непропорциональное эмоциональное восприятие влияние окружающего мира.
Кроме того, эмоциональные нарушения сопровождаются проявлением тревожности, нервного напряжения, развитием эмпатии. Проявление агрессии и враждебности к своим одноклассникам, педагогам является, также, симптомом эмоционального дисбаланса организма.
Эмоциональные нарушения опасны тем, что они могут привести к вторичным отклонением в развитии психических процессов организма, которые окажут негативное воздействие на коммуникативное взаимодействие, поведенческие реакции и личностный рост в целом.
Эмоциональная готовность является тем компонентом и направлением деятельности педагогов ДОУ по ее развитию, который упрощает включение ребенка в школьную среду, обеспечивает адекватное восприятие новых условий и ситуаций, помогает в успешной самореализации в различных сферах и направлениях деятельности.
Эмоциональная готовность достигается посредством специальных методик дошкольного обучения и воспитания, ориентированных на подготовку к школе, а также создание в начальной школе благоприятных условий для личностного развития ребенка, сглаживания процесса его социальной адаптации.
Эмоциональная готовность включает в себя компоненты, отражающие уровень личностного развития ребенка и сформированность его социальных эмоций. К таким эмоциям относятся:
- Уровень разграниченности. Здесь имеется в виду обобщенность эмоциональной сферы организма в области высших эмоций, которые имеют социальное происхождение.
- Шкала развития духовных ценностей ребенка. Сюда входят ценностные ориентации ребенка.
- Направления деятельности, а именно сформированные потребности эстетического и познавательного характера.
Анализ ценностных ориентаций ребенка, сформированных к шести-семи годам, свидетельствует о том, насколько развита социальная активность ребенка и, как он будет себя вести в тех или иных ситуациях. Такие ценности демонстрируют отношение личности к тем или иным жизненным ситуациям и обстоятельствам, которые являются следствием текущего этапа социально-экономического развития общества.
Готовность к обучению в школе является многофакторным и многокомпонентным явлением. У ребенка должны быть развиты социальные, личностные ориентиры обучения, волевые качества, интеллектуальные и физические способности, иметься положительная мотивация к обучению и посещению учебного заведения.
Эмоциональная адаптация младшего школьника к обучению
Поступление в школу является непростым процессом для любого ребенка. Адаптация к нему, сложности этого процесса зависят, прежде всего, от эмоциональной готовности ребенка к обучению.
Эмоциональная адаптация младшего школьника к новым социальным условиям проходит в три основных этапа:
- Ориентировочная стадия. Это период самых первых дней поступления в школу. Организм ребенка напряженно воспринимает любые внешние воздействия. Эмоциональная сфера находится, также, в напряжении. Длительность этого периода составляет две-три недели.
- Лабильное приспособление. Эмоциональная сфера находится в подвижном состоянии. Все эмоциональные реакции являются нестабильными. Это обусловлено поиском организма и его эмоциональной сферы оптимальных вариантов реагирования на различные раздражители. Такой период длится в течение одной-двух недель.
- Установление относительно устойчивых эмоциональных реакций. Эмоциональная сфера находит наиболее лучшие варианты реагирования на различные воздействия и нагрузки. Этот этап проходит около одной-двух недель.
Трудности эмоциональной адаптации возникают у каждого ребенка, тем более, что лишь малый процент поступивших в школу детей, оказывается абсолютно здоровыми с физической и психической сторон.
Сложности эмоциональной адаптации приводят к тому (либо, являются следствием того), что ребенок не усваивает полноценно программу обучения, не успевает выполнять все задания, постоянно чувствует перенапряжение и утомление. В этой связи происходит развитие негативных форм поведения и отрицательных эмоций:
- Перевозбуждение;
- Заторможенность;
- Агрессивность;
- Тревожность;
- Страх;
- Депрессивные состояния;
- Отсутствие желания учиться и посещать школу.
Помимо трудностей с усвоением программы обучения, эмоциональный дисбаланс возникает в следствие:
- Трудностей с усвоением правил поведения в школе. Ребенку непривычно соблюдать новый режим дня, иметь какие-то обязанности и своевременно их исполнять.
- Трудностей с соблюдением социальной дистанции с педагогом. Учащиеся младших классов не всегда способны с первого дня понять роль педагога, его профессиональную деятельность и требования, предъявляемые к учащимся.
- Сложности построения социальных контактов. Часто, младшие школьники испытывают проблемы в общении со сверстниками в силу недостаточного развития общения и отсутствия контактов с другими детьми.
- Специфики семейного положения и семейного быта. Семейная обстановка, взаимоотношения с братьями и сестрами, стиль воспитания оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие ребенка в целом, и на эмоциональные переживания новой жизненной ситуации, в частности.
- Специфики восприятия собственного «Я». У ребенка может быть завышенная или заниженная самооценка, что вызывает сложности с построением взаимоотношений с педагогом и одноклассниками.