Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эмоциональная готовность ребенка младшего школьного возраста к обучению в школе

Эмоциональная готовность: понятие и значение

Определение 1

Эмоциональная готовность – это способности ребенка к положительному восприятию учебного процесса, стремление к обучению и социальному взаимодействию с другими учащимися, приводящее к развитию заинтересованности в познании и мотивации к обучению.

При нарушении функционирования эмоциональных процессов в организме ребенка происходят сложности в интеллектуальной деятельности. мыслительные операции испытывают торможение в своем функционировании, что в итоге приводит к отрицательным последствиям личностного развития ребенка.

Нарушение функционирования эмоциональной сферы ребенка проявляется в следующем:

  1. Эмоциональные реакции не являются четко разграниченными.
  2. Неадекватные реакции на внешние раздражители.
  3. Непропорциональное эмоциональное восприятие влияние окружающего мира.

Кроме того, эмоциональные нарушения сопровождаются проявлением тревожности, нервного напряжения, развитием эмпатии. Проявление агрессии и враждебности к своим одноклассникам, педагогам является, также, симптомом эмоционального дисбаланса организма.

Эмоциональные нарушения опасны тем, что они могут привести к вторичным отклонением в развитии психических процессов организма, которые окажут негативное воздействие на коммуникативное взаимодействие, поведенческие реакции и личностный рост в целом.

Эмоциональная готовность является тем компонентом и направлением деятельности педагогов ДОУ по ее развитию, который упрощает включение ребенка в школьную среду, обеспечивает адекватное восприятие новых условий и ситуаций, помогает в успешной самореализации в различных сферах и направлениях деятельности.

Эмоциональная готовность достигается посредством специальных методик дошкольного обучения и воспитания, ориентированных на подготовку к школе, а также создание в начальной школе благоприятных условий для личностного развития ребенка, сглаживания процесса его социальной адаптации.

«Эмоциональная готовность ребенка младшего школьного возраста к обучению в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Эмоциональная готовность включает в себя компоненты, отражающие уровень личностного развития ребенка и сформированность его социальных эмоций. К таким эмоциям относятся:

  1. Уровень разграниченности. Здесь имеется в виду обобщенность эмоциональной сферы организма в области высших эмоций, которые имеют социальное происхождение.
  2. Шкала развития духовных ценностей ребенка. Сюда входят ценностные ориентации ребенка.
  3. Направления деятельности, а именно сформированные потребности эстетического и познавательного характера.

Анализ ценностных ориентаций ребенка, сформированных к шести-семи годам, свидетельствует о том, насколько развита социальная активность ребенка и, как он будет себя вести в тех или иных ситуациях. Такие ценности демонстрируют отношение личности к тем или иным жизненным ситуациям и обстоятельствам, которые являются следствием текущего этапа социально-экономического развития общества.

Готовность к обучению в школе является многофакторным и многокомпонентным явлением. У ребенка должны быть развиты социальные, личностные ориентиры обучения, волевые качества, интеллектуальные и физические способности, иметься положительная мотивация к обучению и посещению учебного заведения.

Эмоциональная адаптация младшего школьника к обучению

Поступление в школу является непростым процессом для любого ребенка. Адаптация к нему, сложности этого процесса зависят, прежде всего, от эмоциональной готовности ребенка к обучению.

Эмоциональная адаптация младшего школьника к новым социальным условиям проходит в три основных этапа:

  1. Ориентировочная стадия. Это период самых первых дней поступления в школу. Организм ребенка напряженно воспринимает любые внешние воздействия. Эмоциональная сфера находится, также, в напряжении. Длительность этого периода составляет две-три недели.
  2. Лабильное приспособление. Эмоциональная сфера находится в подвижном состоянии. Все эмоциональные реакции являются нестабильными. Это обусловлено поиском организма и его эмоциональной сферы оптимальных вариантов реагирования на различные раздражители. Такой период длится в течение одной-двух недель.
  3. Установление относительно устойчивых эмоциональных реакций. Эмоциональная сфера находит наиболее лучшие варианты реагирования на различные воздействия и нагрузки. Этот этап проходит около одной-двух недель.

Трудности эмоциональной адаптации возникают у каждого ребенка, тем более, что лишь малый процент поступивших в школу детей, оказывается абсолютно здоровыми с физической и психической сторон.

Сложности эмоциональной адаптации приводят к тому (либо, являются следствием того), что ребенок не усваивает полноценно программу обучения, не успевает выполнять все задания, постоянно чувствует перенапряжение и утомление. В этой связи происходит развитие негативных форм поведения и отрицательных эмоций:

  • Перевозбуждение;
  • Заторможенность;
  • Агрессивность;
  • Тревожность;
  • Страх;
  • Депрессивные состояния;
  • Отсутствие желания учиться и посещать школу.

Помимо трудностей с усвоением программы обучения, эмоциональный дисбаланс возникает в следствие:

  1. Трудностей с усвоением правил поведения в школе. Ребенку непривычно соблюдать новый режим дня, иметь какие-то обязанности и своевременно их исполнять.
  2. Трудностей с соблюдением социальной дистанции с педагогом. Учащиеся младших классов не всегда способны с первого дня понять роль педагога, его профессиональную деятельность и требования, предъявляемые к учащимся.
  3. Сложности построения социальных контактов. Часто, младшие школьники испытывают проблемы в общении со сверстниками в силу недостаточного развития общения и отсутствия контактов с другими детьми.
  4. Специфики семейного положения и семейного быта. Семейная обстановка, взаимоотношения с братьями и сестрами, стиль воспитания оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие ребенка в целом, и на эмоциональные переживания новой жизненной ситуации, в частности.
  5. Специфики восприятия собственного «Я». У ребенка может быть завышенная или заниженная самооценка, что вызывает сложности с построением взаимоотношений с педагогом и одноклассниками.
Дата последнего обновления статьи: 22.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot