Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экспериметирование как средство развития познавательного интереса у младших школьников

Результаты экспериментальной деятельности, способствующие развитию стремления к ней

Определение 1

Экспериментальная деятельность – это практическая работа, ориентированная на проверку гипотезы, т.е. предположения, которое требуется проверить для определения его достоверности или недостоверности.

Экспериментальная деятельность является важным средством развития познавательной заинтересованности ребенка. Это обусловлено тем, что она связана с проведением исследований, в ходе которых развивается наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. В ходе экспериментирования ребенок познает что-то новое, а в его завершении происходит формирование новых знаний, новой информации о тех или иных процессах или явлениях. Это возбуждает интерес ребенка, пробуждает в нем потребность в получении новых знаний и новой, более подробной и расширенной информации об устройство окружающего мира, его процессах, объектах и явлениях.

В ходе экспериментирования ребенок получает, как прямые, так и побочные результаты своей работы т.е. он узнает что-то о свойствах объекта, на который была направлена экспериментальная работа, а также получает о других объектах, связанных с исследуемым, или иных его свойствах и параметрах, которые не являлись предметом рассмотрения. Такая работа позволяет расширить знания ребенка и укрепить его веру в себя, в собственные силы и способности. А это, в свою очередь, стимулирует познавательную активность.

Основными итогами экспериментальной деятельности детей младшего школьного возраста являются:

  1. Формирование знаний и навыков об исследовании, методах и технологиях его реализации. Чаще всего, у младшего школьника эти знания формируются неосознанно. Они закрепляются в сознании и выполняются в дальнейшем на автоматическом уровне. Однако, эти знания очень полезны в формировании навыков и стремлений ребенка к познанию, расширении познавательных горизонтов.
  2. Личностное развитие ребенка. В ходе исследования происходит получение новых знаний и навыков деятельности: ребенок познает себя и свое устройство, учится действию в различных направлениях и ситуациях. Он приобретает знания о своих свойствах и умениях, учится применению тех или иных способностей для решения конкретных задач. Происходит осознание того, что исследование является важным навыком и личностным свойством.
«Экспериметирование как средство развития познавательного интереса у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, итоги экспериментальной работы демонстрируют учащимся ее важность и значимость. Младший школьник полноценно развивается и формирует в своем сознании осознанную заинтересованность реализации экспериментальной деятельности, открывающей ему новые пути и способы познания мира, дающей новые знания и навыки, позволяющей сделать новые открытия.

Условия эффективного использования экспериментальной деятельности в процессе обучения младших школьников

Экспериментирование формирует познавательную заинтересованность учащихся. Оно способствуют расширению их кругозора и всестороннему развитию, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Но чтобы экспериментирование было использовано, как средство формирования познавательной заинтересованности учащихся, необходимо мотивировать их к данной деятельности.

Основными приемами мотивации к экспериментированию являются:

  1. Проведение познавательных занятий. Такие занятия связаны с рассказом об интересных процессах и явлениях, просмотре видео роликов и наглядных пособий. Такие занятия развивают у ребенка желание изучить объекты природы и социальной среды более глубоко и полно, исследовать что-то новое. Так, формируется стремление к проведению экспериментов.
  2. Создание развивающего пространства. Такое пространство ориентировано на создание оптимальных условий жизнедеятельности ребенка в школе, построении системы взаимодействия с педагогом и учащимися. она влияет на формирование у младшего школьника отношения к миру и к каждому человеку, а также к собственной личности. Ее организация формирует у ребенка навыки прогнозирования своей деятельности, развивает умение реализовывать свою работу поэтапно, следовать инструкции, планировать свою работу и действовать по плану. Это формирует умение проводить исследование, которое строится на поэтапном выполнении действий, планировании, прогнозировании и анализе.

Достоинство применения экспериментирования в качестве познавательной мотивации

Использование экспериментальной работы в начальной школе способствует:

  • Развитию у ребенка реальных представлений об устройстве мира и законах его функционирования;
  • Развитию мышления и памяти;
  • Развитию навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации;
  • Развитию речи ребенка, поскольку в ходе эксперимента ему необходимо формулировать гипотезу и делать выводы об итогах эксперимента;
  • Развитию интеллектуальных навыков деятельности. В ходе эксперимента происходит применение различных умственных действий, которые активизируют работу познавательной сферы и развивают интеллект ребенка;
  • Развитию навыков самостоятельности;
  • Раскрытию творческого потенциала ребенка;
  • Расширению кругозора ребенка;
  • Формированию интереса к устройству объектов реального мира, их особенностям и принципам существования;
  • Развитию интереса к собственной личности, ее особенностям и местоположению в мире;
  • Формированию эмоциональной стороны развития ребенка;
  • Активизации мозговой деятельности;
  • Формированию потребности к полноценному восприятию картины мира;
  • Формированию потребности в развитии навыков целостного восприятия природы и социума;
  • Развитию заинтересованности в проведении исследований;
  • Формированию навыков реализации различных экспериментов, ориентированных на проверку предположений и получение новых сведений;
  • Получению подтвержденной, обоснованной информации о каких-то объектах, процессах и явлениях.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot