Программы экологического воспитания в ДОУ
Экология – это наука, занимающаяся изучением взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей природной средой.
Зачастую дети наблюдают, как взрослые пренебрегают элементарными нормами поведения и выбрасывают мусор прямо на улицу, не донося до мусорного бака. Но взрослые в действительности должны воспитывать экологическую культуру поведения у детей дошкольного возраста, пробуждая их экологическое сознание.
Экологическая культура поведения формируется на основании знаний и практических навыков, а также эстетических переживаний. Дошкольникам необходимо научиться сопереживанию живым существам: любому живому больно, он достоин любви, обижать и убивать животных нельзя, у человека нет права уничтожать то, что было создано природой. Каждый взрослый должен заложить в сознание ребенка ощущение окружающего мира в качестве огромного дома, в котором живет каждый.
В последние годы были созданы программы двух типов:
- комплексные, направленные на разностороннее развитие детей;
- парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений развития и воспитания.
В ходе экологического образования у детей идет формирование познавательных действий, познавательной мотивации и интереса к миру природы, любознательности, творческой активности, то есть личностных свойств детей, представленных в качестве целевых ориентиров ФГОС ДО.
Цели и задачи экологического воспитания детей
К основным целям и задачам экологического воспитания относят:
- ознакомить детей с природой и природными явлениями;
- развить умение устанавливать причинно-следственные связи природных явлений;
- формировать первичные представления о природном разнообразии планеты Земля;
- формировать элементарные экологические представления;
- формировать понимание того, что человек является частью природы, что он способен оберегать, охранять и защищать природу, что в ней все взаимосвязано, что человеческая жизнь во многом зависит от окружающей среды;
- воспитывать умение правильного поведения в природной среде;
- воспитывать любовь к природе и желание беречь ее;
- развивать познавательные интересы детей, развивать любознательность и познавательную мотивацию;
- формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность;
- формировать первичные представления об объектах и отношениях объектов живой природы;
- развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность сравнивать, анализировать и выделять наиболее существенные признаки явлений живой природы.
Особенность образовательной деятельности в соответствии с ФГОС представлена тем, что восприятие и обучение сами по себе не развивают ребенка, это происходит только тогда, когда они обладают деятельностными формами и имеют соответствующее содержание.
Один из эффективных путей повышения эффективности экологического развития предполагает использование различных форм, методов и приемов работы. Воспитателю необходимо уметь правильно отбирать познавательный материал и продумывать приемы и методы, посредством которых будет лучше передаваться его содержание.
Педагоги используют разные формы организации детей и разные методы обучения.
Метод обучения – это способ совместной деятельности детей с воспитателями, в процессе которой осуществляется процесс формирования знаний, умений и навыков, а также воспитывается отношение к окружающей природной среде.
В экологическом воспитании детей используют ряд методов обучения: наглядные, словесные и практические.
- Наглядными методами являются наблюдение, рассматривание рисунков, демонстрация моделей и кинофильмов, презентаций. Наглядные методы формируют у детей яркие, конкретные представления о природе.
- Практические методы – игры, элементарные опыты и моделирование. Использование данные методов помогает воспитателю уточнить представления детей, углубить их через установление связей и отношений отдельных предметов и явлений природы, приведение полученных знаний в систему, упражнение дошкольников в применении знаний.
- Словесные методы – включают рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе и беседы. Словесные методы помогаю расширять знания детей о природе, систематизация и обобщение их. Словесные методы способствуют формированию у детей эмоционально-положительного отношения к природной среде.
Основные формы экологического воспитания детей
Организованная образовательная деятельность, или занятия – ведущая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Они дают возможность педагогу сформировать знания о природе в системе и последовательности, учитывая возрастные особенности детей и природное окружение.
Экскурсии – основной вид занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Экскурсии проводят вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий – естественная обстановка, позволяющая ознакомить детей с объектами и природными явлениями. На экскурсиях можно познакомить детей с животными, растениями и условиями их жизни, что помогает образовать первичные представления о взаимосвязях в природе, развивает наблюдательность.
Экологические праздники вызывают у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. В сценариях этих мероприятий используют материал, который дети хорошо знают.
Труд в природе доставляет детям радость и разносторонне их развивает. В процессе трудовой деятельности воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Дети проявляют интерес к трудовой деятельности, сознательное и ответственное к ней отношение.