Экологическое воспитание дошкольников и его целевое назначение
Бережное отношение к природе, стремление к ее сохранению и защите должно развиваться с раннего детства, поскольку экологические проблемы особенно остро стоят перед современным обществом. Привитие экологических навыков будет давать продуктивные результаты, если начать акцентировать внимание на экологических знаниях и проблемах в дошкольном возрасте.
Нормам и правилам социального поведения ребенок учится с раннего детства. В этот процесс необходимо включать привитие уважения к природе и освоение основ функционирования природных процессов и явлений. Ребенок должен понять и осознать необходимость жизни в чистом воздухе, питье чистой воды, поддержания растительного мира в его первозданном здоровом виде, защите животных. Осознанное экологическое восприятие в детском возрасте даст положительные результаты в дальнейшей жизни.
Экологическое воспитание подрастающего поколения нацелено на развитие у детей верных экологических представлений об устройстве природных процессов и их взаимосвязях. Кроме того, целевым назначением воспитания экологических навыков детей является принятие себя, как части природного мира и осознание недопустимости своего пагубного воздействия на нее. Ребенок должен понимать, что природные катастрофы окажут негативное воздействие прежде всего на него, его жизнь. С раннего детства ребенок учится рациональному экологическому поведению и установлению системы верных взаимоотношений с природой, животным и растительным миром.
Рисунок 1. Цель экологического воспитания дошкольника: Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте позволяет развить основы экологической культуры и творческого мышления подрастающего поколения. Для достижения этой цели, организация воспитания строится на базе:
- Оптимальной системы знаний об окружающей среде, ее значимости и важности в жизнедеятельности каждого человека;
- Формирования стремления и мотивов к бережному отношению к природе и всему живому, уважения и любви к ней;
- Реального участия в сохранении и приумножении природных богатств;
- Развитии навыков экологического мышления и оптимального поведения в окружающем мире.
Упор экологического воспитания делается на роль каждой личности в поддержании экологии в оптимальном состоянии, ответственности человека за природные катастрофы, загрязнение биосферы, вымирание живых организмов.
В процессе экологического воспитания происходит усвоение ребенком знаний о его природном окружении, их углубление и систематизация, а также получение и постепенное развитие первоначальных представлений о географическом пространстве мира, экологических процессах и факторах, а также базовых теориях естественных наук.
Дети получают первоначальный экологический опыт в процессе своей жизнедеятельности и совершенствуют его на специально организованных занятиях по экологическому воспитанию. Ими производятся сравнения их опытных знаний с теоретическими концепциями и делаются логические выводы, касающиеся функционирования природных процессов и явлений.
Основные направления и формы экологического воспитания в дошкольном возрасте
Программы воспитания дошкольных образовательных заведений строятся на основе трех направлений организации учебно-воспитательного процесса экологической направленности:
- Образовательное направление – связано с ознакомлением детей с теоретической информацией, данными учебной литературы и иных источников о текущей экологической ситуации в мире, наличии проблем экологического характера, их причин и поиска путей их решения.
- Развивающее направление – основано на формировании у детей навыков интеллектуального и практического характера, необходимых для оценки состояния природных процессов, объектов, развития инициативности и самостоятельной деятельности в области положительного воздействия на окружающую среду, улучшения ее состояния.
- Воспитательное направление – связано с развитием мотивов к следованию концепции здорового образа жизни, понимания ее необходимости и значимости для нормальной жизнедеятельности, а также развитие правильного экологического поведения.
Реализация этих направлений в воспитательной практике осуществляется посредством организации учебно-воспитательного процесса в различных формах, предполагающих применения самых разнообразных воспитательных средств.
Экологические занятия можно организовать в форме простых детских прогулок, в ходе которых происходит наблюдение за интересными природными объектами и процессами. Так дети могут ознакомиться с различными видами растений и животных, пронаблюдать климатические изменения в разные времена года, изучить свойства снега, дождя, глины, земли, песка и т.д.
Еще одной увлекательной формой экологического воспитания являются экскурсии. Они могут организовываться в виде недальних пеших прогулок или выездных поездок в интересные природные места. Это позволяет детям получить представления об устройстве ранее незнакомых природных объектов, например, гор, озер, рек, лесных чащ, пронаблюдать за жизнью животных в естественной для них среде. Таким образом происходит воспитание не только экологических качеств личности, но и ее основных эстетических свойств – любви к прекрасному, способности видеть красоту в окружающем мире.
Для формирования в детском сознании причинно-следственных связей в природе, экологическое воспитание проводится в форме опытов. Они помогают установить взаимосвязи между различными процессами и явлениями, выявить их особенности и причины. Проводя опыты, дети делают самостоятельные выводы, что в еще большей степени развивает их экологический интерес.
Воздействие экологического воспитания на эмоциональную область детской личности производится посредством применения еще одной воспитательной формы – организации праздников экологической тематики. Это особенно интересно детям, потому что им нравится принимать участие в пении, танцах, выполнении различных поделок природной тематики. Это позволяет более глубоко осмыслить экологические проблемы и заинтересовать детей в поиске путей их разрешения.