Дыхательная гимнастика – это методы постановки вдоха и выдоха, совершения контролируемых вдохов и выдохов для тренировки дыхательного аппарата и нормализации его функционирования.
Дыхательная гимнастика ориентирована на профилактику развития отклонений в функционировании органов дыхания, лечение различных дыхательных заболеваний, постановку правильного дыхания для различных видов деятельности, стабилизацию дыхания.
Рисунок 1. Дыхательная гимнастика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дыхательная гимнастика находит активное применение в учебно-воспитательном процессе ДОУ. Это обусловлено ее огромными развивающими возможностями.
Польза дыхательной гимнастики для детского организма
Постановка правильного дыхания является залогом здорового образа жизни. Оно обеспечивает сохранность дыхательных органов и их функций, что позволяет сохранить здоровье ребенка, снизить его заболеваемость и обеспечить нормальное физическое развитие.
Дыхательная гимнастика оказывает многостороннюю помощь в лечении и профилактике заболеваемости. Помимо этого, дыхательная гимнастика стимулирует:
- Работу дыхательного аппарата при речевой деятельности.
- Активность ребенка в познавательной и иных направлениях деятельности.
- Устранение речевых дефектов речи.
- Работу других органов организма и стабилизирует их функционирование.
- Развитие легких ребенка, которые на этапе дошкольного обучения являются в стадии формирования и развиты недостаточно.
- Жизненный тонус организма воспитанников, повышает его сопротивляемость различным заболеваниям и внешним отрицательным воздействиям.
- Развитие правильной осанки.
- Развитие мышечной мускулатуры дошкольников.
- Развитие подвижности суставов.
- Снятие нервных напряжений, стрессов и перегрузок от образовательной и иных видов деятельности.
Польза дыхательной гимнастики огромна. Это обуславливает ее использование в образовательном процессе ДОУ в качестве отдыха и расслабления – проведение физкультминуток во время занятий, на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, в ходе активного отдыха и логопедических занятий.
Условия продуктивного включения дыхательной гимнастики в образовательный процесс ДОУ
Эффективность использования дыхательной гимнастики в образовательном процессе ДОУ определяется соблюдением ряда условий ее использования в различных видах деятельности дошкольников. Такими условиями являются:
- Систематичность и регулярность проведения дыхательной гимнастики;
- Эффективность каждого дыхательного упражнения, входящего в гимнастику, для закалки, оздоровления и общего развития дошкольников;
- Соответствие дыхательных упражнений по уровню сложности и исполнения возрастным особенностям развития дошкольников и физическим параметрам развития их организма;
- Степень воздействия дыхательных упражнений на развитие дыхательной системы, речи и иных сторон организма воспитанников;
- Простота выполнения упражнений. Они не должны требовать от детей приложения усилий, больших энергетических затрат;
- Следование определенной методики реализации дыхательных упражнений и ее соблюдение в течение всего времени проведения гимнастики;
- Вариативность дыхательных упражнений, ориентированных на оказание воздействия на все стороны дыхательной системы;
- Выполнение дыхательных упражнений детьми в расслабленном состоянии и сохранении прямого положения позвоночника;
- Игровая форма проведения дыхательных упражнений;
- Ограниченность времени, отводимого на выполнение конкретного дыхательного упражнения;
- Эмоциональные проявления педагога в ходе выполнения дыхательных упражнений. Это ориентировано на расслабление дошкольников, активизацию их внутренней энергии.
Варианты дыхательных упражнений для дошкольников
В учебно-воспитательном процессе ДОУ используются следующие виды дыхательных упражнений:
- Выполнение вдохов и выдохов в ходе ходьбы. Воспитатель дает упражнения на совершение вдохов и выдохов в определенном темпе и ритме. Дошкольники отрабатывают технику дыхания и начинают выполнять разные виды ходьбы с совершением вдохов и выдохов в ее ходе. Используется простая ходьба, ходьба на пятках, на носках, на внутренней и наружной части стопы, в разных направлениях.
- Изображение кур. Детям предлагается взять на себя роль кур. Они становятся прямо, опускают головы, свешивают руки, которые становятся крыльями и произносят ку-ка-ре-ку, совершая движения руками вверх, делая хлопки по коленям на выдохе и выпрямляются с опусканием рук вниз на вдохе. Упражнение делается не более пяти минут.
- Изображение самолета. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Дети поднимают руки и разводят их в стороны. Затем делают повороты корпуса и совершают движения руками, имитируя полет на вдохах и выдохах. В игру могут быть включено произношение звуков – жужжание самолета, запуск двигателя и т.д. Также, движения дошкольников могут сопровождаться указаниями воспитателя в стихотворной форме.
- Дуновение на плечо. Упражнение выполняется в стойке прямо и совершении поворотов головой к плечам. При повороте к плечу делается выдох, при возращении головы на место – вдох. Вдохи делаются носом, выдохи – ртом. Темп выполнения вдохов и выдохов – спокойный.
- Изображение ежика. Это упражнение выполняется в положении дошкольников лежа на спине. Делая глубокий вдох и замирая на пару секунд, по команде педагога дети подтягивают колени к груди и обхватывают их руками, совершая очень медленный, размеренный выдох. Затем, дети принимают исходное положение и потягиваются на вдохе. На выдохе расслабляются и повторяют упражнение не менее пяти раз.
- Надувание животика. Упражнение выполняется лежа на спине и предполагает совершение детьми глубоких вдохов с надуванием животиков, как шарик и совершения глубокого выдоха через нос с проваливанием животиков.
- Изображение водолазов. Оно ориентировано на тренировку задержки дыхания. Дошкольники изображают погружение под воду и задерживают дыхание. Выигрывает тот ребенок, которому удается продержаться с задержанным дыханием более длительное время.