Воспитательный процесс – это организованный, последовательный и систематический процесс воспитания личности и ее отдельных качеств, организуемый и осуществляемый педагогом.
Внешние движущие силы воспитательного процесса
Формирование и развитие личности ребенка осуществляется в процессе воспитания и представляет собой качественные и количественные преобразования, движущей силой которых является разрешение разнонаправленных противоречий, посредством педагогического воздействия на ребенка.
Преодоление противоречий в процессе воспитания осуществляется за счет движущих сил. Принято различать внутренние и внешние движущие силы воспитательного процесса.
Внешние движущие силы воспитательного процесса – это окружающая ребенка среда, оказывающая на него определенное воспитательное воздействие.
К внешним движущим силам относятся:
- Семья и образовательное учреждение, а также требования, которые предъявляет педагог к ребенку в процессе воспитания.
- Окружающая ребенка информация: духовно-нравственная, культурологическая, историческая, литературная, политическая, формирующая личностные взгляды и пристрастия.
- Личный пример взрослого, который формирует у ребенка представление о том, как необходимо поступать и вести себя в определенных ситуациях.
- Требования, предъявляемые к деятельности ребенка со стороны взрослых (учителя, воспитателя, родителей и т.д.).
- Требования со стороны взрослых, предъявляемые к личности ребенка, направленные на формирование и совершенствование конкретных личностных качеств.
- Требования со стороны взрослых, предъявляемые к формированию у ребенка конкретных навыков саморазвития и самовоспитания.
Внутренние движущие силы воспитательного процесса
Внутренние движущие силы воспитательного процесса – это внутренние потребности и возможности ребенка в личностном развитии.
К внутренним движущим силам воспитательного процесса относятся:
- Личностные потребности ребенка в развитии и их удовлетворение средствами воспитания.
- Внутренний потенциал каждого ребенка и возможности его оптимальной реализации в рамках воспитательного процесса.
- Цели, которые ставит перед собой каждый ребенок и способы их достижения.
Для того, чтобы воспитательный процесс протекал эффективно необходимо сочетание внутренних и внешних движущих сил. Это вызвано тем, что движущие силы вызывают у воспитанника желание и стремление выполнять требования педагога, совершенствовать собственные умения и навыки, совершать одобряемые поступки. Это будет содействовать воспитанию ребенка и развитию его личности.
Задача педагога правильно и целесообразно применять движущие силы, предварительно тщательно изучив каждого воспитанника, узнав ближние и дальние перспективы его развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.
Логика воспитательного процесса
Воспитание является сложным и динамичным процессом, эффективная реализация которого предполагает соблюдение определенной логики его проведения, основанной на строгом поэтапном совершении действий.
В настоящее время существует несколько вариантов логики воспитательного процесса, предложенные разными авторами.
Логика воспитательного процесса, предложенная Т.М. Мальковской, разработана на основании ведущих воспитательных задач:
- Осуществление целостного формирования личности каждого воспитанника, с учетом целей его всестороннего и гармоничного развития.
- Формирование у детей нравственных качеств личности, основанной на общечеловеческих ценностях и имеющих социально ориентированные мотивации.
- Приобщение детей с раннего возраста к общечеловеческим, научным и культурным ценностям.
- Воспитание у каждого ребенка четкой жизненной позиции, в соответствии с демократическими преобразованиями общества, обязанностями и правами личности.
- Воспитание и развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения, с учетом его возможностей и потребностей.
- Организация познавательной деятельности воспитанников, развивающей у детей общественное и индивидуальное сознание.
- Организация личностно-ориентированной деятельности, направленной на формирование у детей конкретных личностных качеств.
- Воспитание культуры общения, как одной из основных социальных функций личности.
Логика воспитательного процесса, предложенная Л.С. Выготским, основана на постепенном переходе от управляемого процесса воспитания личности, к процессу самовоспитания и саморазвития. Данная логика включает в себя:
- Зона «актуального развития» - отражает личные особенности течения психологических функций ребенка, имеющиеся на сегодняшний день.
- Зона «ближайшего развития» - отражает те возможности, которые ребенок может проявить продуктивно в рамках совместного сотрудничества со взрослым.
На основании данной концепции, логика воспитательного процесса, должна опираться в первую очередь на зону актуального развития ребенка. Это необходимо для того, чтобы грамотно и верно спланировать для всей группы воспитанников зону ближайшего развития, а затем на основании достигнутого результата, перевести процесс управления воспитания личности в самовоспитание и саморазвитие. Успешность процесса воспитания при такой его организации во много определяется уверенностью воспитателя, который его реализует, а также ребенка, который проявляет определенное упорство и настойчивость.
Таким образом, логика воспитательного процесса, направленного на всесторонне развитие личности, предполагает, что педагогу необходимо четко представлять завтрашний день развития воспитанников, то есть, то, что они могут сделать с помощью воспитателя и то, что они могут сделать самостоятельно. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.