Сущность модернизации дошкольного образования
Модернизация образования – это процесс адаптации системы образования к современным государственно-политическим и социально-экономическим условиям развития страны, а также освоение модернизационного опыта образовательных систем высокоразвитых стран.
Дошкольный возраст это наиболее значимый этап в становлении детской личности, когда идет заложение предпосылок гражданских качеств, формирование эмоционально-волевых качеств ребенка, его способности делать свободный осознанный выбор, уважать и понимать других людей вне зависимости от их социального происхождения, принадлежности к той или иной расе или национальности, пола и вероисповедания.
В современных условиях функционирование системы дошкольного образования направлено на развитие детей-дошкольников, соответствующее особенностям их возраста. Иными словами, системой дошкольного образования для любого дошкольника должен быть обеспечен уровень развития, позволяющий ему стать успешным при обучении в начальных классах и на последующих ступенях обучения.
Современные авторы концепций требуют модернизировать систему дошкольного образования, чтобы осуществить подготовку детей к дальнейшему обучению в школе, учитывая вариативность учреждений, в которых реализуются программы дошкольного образования, физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, уровень подготовленности воспитателей и педагогов-предметников.
Выделяют несколько направлений модернизации муниципальной системы дошкольного образования:
- повышение удовлетворенности населения качеством дошкольного образования;
- обеспечение условий, которые отвечают современным требованиям к образовательному процессу, включая и сохранение и укрепление здоровья детей-дошкольников;
- внедрение информационно-коммуникативных технологий в управленческие процессы в области дошкольного образования;
- повышение профессиональной компетентности и степени мотивированности осуществлять инновационную деятельность;
- разработка информационно-коммуникационной среды, которая обеспечивает для родителей возможность повышения своей компетентности в деле развития и воспитания детей;
- переход ДОУ на новый уровень.
Дошкольное образование – обязательная предпосылка общедоступности качественного общего образования. Приоритетной задачей развития дошкольного образования выступает оптимальный уровень развития каждого дошкольника, который даст ему возможность стать успешным в школе. Решить эту проблему невозможно, если отсутствует гибкая и многофункциональная система дошкольного образования, которая способна обеспечить конституционное право каждого гражданина России получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Принципиально новыми документами, посвященными модернизации системы дошкольного образования, являются национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», Концепция федеральной целевой программы развития образования, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Стратегии развития образовательных учреждений
Существует несколько наиболее распространенных в отечественном образовании стратегий развития образовательных учреждений:
- локальные изменения, которые предусматривают параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности некоторых отдельных участков жизни образовательных учреждений. Такие изменения осуществляются независимо друг от друга по собственным планам и предполагают возможность достичь частных результататов, которые в совокупности дадут образовательному учреждению возможность продвинуться вперед;
- модульные изменения, предполагающие несколько комплексных нововведений, не связанных между собой, хотя внутри модуля может быть выдвинута необходимость координировать действия нескольких исполнителей;
- системные изменения – полная реконструкция образовательных учреждений, касающаяся всех компонентов деятельности, всех структур, связей, звеньев и участков. Данную стратегию обычно реализуют в ситуации изменения прежнего статуса образовательного учреждения, в случае превращения их в новое образовательной учреждение.
Системное обновление в рамках федеральных государственных требований предполагает следующие изменения:
- обновить содержание и структуру образовательной деятельности;
- обновить технологии обучения;
- обновить систему оценки качества образования.
Программу выстраивают, учитывая интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей. Интеграция разных образовательных областей является важным сдвигом в структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны между собой:
- в процессе чтения ребенок познает новое;
- познавая, он рассказывает о том, что нового узнал;
- взаимодействует с ровесниками и взрослыми в ходе исследований и обсуждений.
Таким образом, формирование в глазах детей целостной картины окружающего мира обеспечивается взаимопроникновением и взаимосвязью образовательных областей. Конечно, в новых условиях резко возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре должен организовывать прогулки, подвижные игры на них, тематические эстафеты. Музыкальному руководителю необходимо подбирать музыкальное сопровождение для проведения мастерских, релаксации, разминки, гимнастики и пр.
Комплексно тематический принцип построения образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями предлагает мотивировать образовательную деятельность не набором отдельных игровых приемов, а усвоением образовательного материала при подготовке и проведении каких-то значимых и интересных дошкольникам событий. Обучение посредством использования системы занятий перестраивается в формат работы с детьми по принципу событийности.