Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников

Усвоение детьми элементарных математических представлений через игру

Определение 1

Дидактическая игра – это разновидность учебного занятия, реализующего принципы игрового активного обучения и характеризующегося наличием общих правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, и являющегося одним из методов активного обучения.

Определение 2

Математическое образование дошкольников – это процесс целенаправленного обучения детей элементарным математическим представлениям и логическим способам познания действительности в учреждениях дошкольного образования и в семье, цель которого – воспитать культуру мышления у ребенка.

Возраст 4-5 лет – это период, когда дети начинают накапливать первые математические представления. Данный опыт заключается в умении прикладывать и накладывать предметы. Дети пользуются этим навыком в разных ситуациях. Задача воспитателя – стимулировать действия детей с предметами, выяснять их отношения. Воспитателю необходимо помочь ребенку овладеть способами действий с предметами в разных типах содержательной детской деятельности.

При организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, воспитатель обращается к эмоциям детей и их чувствам.

При организации игр с детьми, воспитатель должен принимать во внимание:

  • игра должна быть соответствующей возрасту, опыту и активности детей;
  • игры следует направлять на развитие внимательности, речи, мышления, отзывчивости, самостоятельности, успешным и результативным действиям;
  • поддерживать интерес ко взрослой деятельности. В возрасте 5 лет у детей уже проявляется стремление делать что-то совместно со взрослым, а игра помогает более успешно освоить какое-то действие.
«Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дидактическая игра как способ математического развития дошкольников

Дидактическая игра в качестве формы обучения – достаточно популярное явление в современной школе. В дидактической сущности, в отличие от учебной, действует одновременно игровое и учебное начала. В соответствии с этим воспитателю необходимо и учить детей и играть с ними.

Дидактическая игра становится по настоящему игровым обучением только если перед детьми ставят учебные, познавательные цели, и через игру связывают их с занимательным началом, то есть игровыми действиями.

Таким образом, дидактическая игра замаскирована от детей, что помогает детям непреднамеренно усваивать достаточно большой объем материала.

Помимо дидактических целей и игровых действий, выделяют еще такой элемент дидактической игры, как правила, которые помогают воспитателю оказывать на детей влияние, используя указания, чтобы направить по нужному пути усвоения знания. Без заранее оговоренных правил, дидактическая игра будет развиваться стихийно и обучающие цели останутся невыполненными.

Чтобы дидактическая игра превратилась в эффективное средство математического развития детей-дошкольников, необходимо создать целенаправленно организованную предметно-развивающую среду, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами математического содержания. С их помощью можно организовывать:

  • дидактические, развивающие и логико-математические игры направлены на развитие сравнения, логических операций таких, как классификация, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентирование по схеме или модели, а также на осуществление контрольно-проверочных действие и пр.;
  • игры с логическими блоками Дьенеша или палочками Кюизера;
  • игры, направленные на развитие умений счетной и вычислительной деятельности;
  • разного рода развивающие игры и дидактические пособия, которые дают детям возможность упражняться в установлении отношений и зависимостей;
  • развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование, в которых дети не только занимаются выкладыванием картинок и конструкций по образцам, но и самостоятельно придумывают силуэты;
  • игры на воссоздание загаданного числа и игры-головоломки;
  • игры на выяснение способа образования и состава чисел, сравнение чисел.

В математическом развитии детей старшего дошкольного возраста обычно используют разнообразные дидактические игры, но особенно эффективными принято считать дидактические игры с использованием логических блоков, разработанных венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем, так как они помогают успешно решать познавательные, образовательные и развивающие задачи:

  • ознакомить детей с геометрическими фигурами, формами и размерами предметов;
  • развивать мыслительные умения;
  • усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
  • развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение и творческие способности.

Каждому блоку характерно четыре свойства: цвет, форма, размер и толщина. В дидактических играх используют карточки, содержащие условное обозначение определенного свойства блока и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек в дидактических играх дает возможность развить у детей способность замещать и моделировать свойства, обучать их кодированию и декодированию информации о них. Дидактические игры с использованием логических блоков помогают детям в овладении мыслительными операциями и действиями, имеющими значение с позиции общего интеллектуального развития, развития у детей познавательной активности, способности действовать в уме, осваивая представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Иными словами, дидактические игры с использованием блоков Дьенеша – это незаменимое средство в формировании математических представлений детей-дошкольников, в развитии их познавательной активности.

Дата последнего обновления статьи: 15.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot