Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это процесс ознакомления детей с природой и природными явлениями, в основе которого заложен экологический подход, опирающийся на основополагающие идеи и понятия экологии.
Дидактическая игра – это одно из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, предоставляющее педагогу возможность решать поставленные воспитательно-образовательные задачи посредством использования привлекательной и доступной формы деятельности.
Цели и задачи экологического воспитания
Основная цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у каждого ребенка стремления бережно относится к окружающей природе, овладеть экологическими знаниями и умениями, приобщиться к мировому уровню экологической культуры.
Ожидаемым результатом экологического воспитания является овладение ребенком экологической культурой, являющейся составляющей частью культуры личности ребенка дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и получения ожидаемого результата, в дошкольных образовательных учреждениях выстроена целостная система экологического образования, опирающаяся на научные требования ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО, экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предусматривает:
- Воспитание гуманного отношения к окружающей природе и формирование системы экологических представлений и знаний. Реализуется в рамках познавательного и коммуникативного развития.
- Привлечение детей к посильной помощи и выполнению поручений в уходе за животными и растениями в уголке природы, на приусадебном участке, экологической тропе и т.д. Осуществляется в рамках физического развития.
- Формирование у детей элементарной системы научных знаний в области экологии. Знания, которые воспитатель доносит до детей, должны быть доступны ими для усвоения, понятны и интересны.
Использование дидактических игр как одно из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС ДО, осуществляется с использованием разнообразных методов и средств. Одним из наиболее эффективных является дидактическая игра.
Дидактические игры, как средство экологического воспитания, способствуют более успешному и полному решению разнообразных воспитательно-образовательных задач, стоящих перед воспитателями ДОУ в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и потребностями воспитанников.
Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста, направлены на:
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в области экологии – способствуют получению новых знаний, расширению и укреплению уже имеющихся, учат детей применять свои знания в практической деятельности. В процессе игры у детей развивается память, наблюдательность и мышление, они учатся оперировать простейшими знаниями и о природе и природных явлениях.
Обогащение чувственного опыта детей дошкольного возраста – воспитание определенного эмоционального отношения к природе. Играя, дети учатся сравнивать, группировать, вычленять и т.д. различные предметы и явления окружающего мира, тем самым они не только расширяют свои знания о природе и отношению к ней, но развивают собственные умственные способности.
Развитие речи детей – пополнение и активизация словаря, развитие связной речи. Достаточно большое количество дидактических игр с экологическим уклоном, используются воспитателями также и для развития фонематической стороны речи. Зачастую игровое действие требует от ребенка многократного повторения одно и того же слова или словосочетания, игровое действие способствует тому, что такое повторение не утомляет ребенка, а напротив, увлекает, заставляет воспроизводить звуки, буквы и слова четче и «чище». В этом и заключается педагогическое воздействие.
Социально-нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста – через дидактическую игру дети познают специфику взаимоотношений между человеком и природой, между человеком и животными (птицами), а также между человеком и человеком. Такое познание учит детей чуткости, доброжелательности, справедливости, товариществу и т.д.
Художественно-эстетическое воспитание – совершая игровые действия дети познают красоту природы и ее явлений, их значимость в жизни людей, а также учатся видеть прекрасное в окружающем, стремится его сохранять и оберегать.
Виды дидактических игр, применяемых для экологического воспитания детей дошкольного возраста
Дидактические игры, используемые в качестве одного из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста:
- Дидактические игры с предметами – это игры, в которых помимо дидактического материала (карточки, игрушки и т.п.), используется природный материал (шишки, желуди, орехи, листья, веточки, ягоды и т.д.). Применение природного материала максимально приближает детей к природе, вызывает у них живой интерес и активное желание играть.
- Настольно-печатные дидактические игры – это игры, в которых используются специально созданные карточки с изображением животных, растений, природных явлений и т.д. (Например, лото, домино, парные картинки и т.д.).
- Словесные дидактические игры – это игры, построенные на действиях и словах играющих. В процессе игры, дети словесно решают разнообразные экологические задания (описывают явления природы, животное, находят сходства и различия по описанию и т.п.).
Таким образом, дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Дидактические игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.