Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика результатов языкового и литературного образования младших школьников

<a href=Педагогическая диагностика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Педагогическая диагностика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Диагностика речевых умений младших школьников

Речевые навыки составляют основу развития учащегося на начальных этапах школьного образования. Они формируются в ходе языкового образования, а также при освоении иных дисциплин: чтения, математики, изобразительного искусства, музыки.

При этом, оценить языковое развитие учащегося представляется возможным на основе диагностирования его речевых умений, формируемых на уроках русского языка и литературного чтения.

Диагностирования речевых умений учащихся начальной школы и оценка уровня речевого развития осуществляется на основании следующих критериев:

  1. Объем высказываний учащегося. Высказывания формулируются в отношении прочитанного произведения или собственных выводов по рассматриваемой проблеме. Ведется подсчет количества букв, слогов, слов в предложении, а также качество высказывания, лексическая грамотность построения предложений.
  2. Среднее число слов в предложении. Оно подсчитывается как среднее арифметическое и анализируется динамика использования количества слов в предложении: они должны увеличиваться по мере обучения ребенка языку.
  3. Число ошибок в предложении или высказывании. Подсчитывается общее количество смысловых, лексических, стилистических, орфографических ошибок в высказывании ребенка.
  4. Применение разнообразных языковых средств в высказываниях. Проводится подсчет количества синонимом, сравнений, разнообразных частей речи.
  5. Вариативность используемых синтаксических конструкций.
  6. Содержательная сторона высказывания. Она определяется на основании подсчета используемых микротем и их развернутости.
  7. Плавность и четкость речи. Оценивается последовательность высказывания, соблюдение логических связей и плавность произношения.
  8. Темп высказывания. Он определяется на основании подсчета слов, произносимых младшим школьником в единицу времени.
  9. Наличие средств эмоционального выражения в речи. Учитываются ударения, наличие пауз, увеличение тембра и силы голоса или, напротив, его понижение.
«Диагностика результатов языкового и литературного образования младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Как правило, диагностирование языкового развития предполагает динамическую оценку уровня языковых познаний и речевых навыков т.е. диагностика проводится на начальном этапе школьного обучения, через определенный период (как правило, один учебный год) языкового образования и на завершающем этапе начального школьного обучения.

Чтобы оценить уровень языкового образования учащегося применяются специальные тестовые задания по русскому языку, а также проводится исследование самостоятельного рассказа учащегося: предлагается пересказать отрывок из художественного произведения, который оценивается по представленным критериям. Таким образом, формируются данные по сформированности речевой деятельности учащихся и уровню языкового образования, полученного на определенной стадии начального школьного обучения.

Диагностирование уровня литературного развития младших школьников

Уровень литературного развития учащихся начальной школы предполагает оценку уровня восприятия учащимися литературных произведений. Он может быть:

  1. Фрагментарным, т.е. учащиеся не воспринимают произведение целиком, а акцентируют внимание только на его какой-то части: событии, процессе. Связи между событиями произведения не могут быть установлены. Это характерно для начальных этапов школьного обучения, когда воображение оказывается недостаточно развитым.
  2. Констатирующим, т.е. у учащихся имеется полноценная реакция на события произведения, они их представляют, но воспроизвести затрудняются, выразить в речи прочитанное оказывается для них сложным.
  3. Геройским, т.е. учащийся занимает позицию героя произведения, переживая его эмоции и чувства. Он может передать их словами, наделив образ героя ярким эмоциональным окрасом.
  4. Идейным - он отражает эмоциональную реакцию учащегося не только на героев произведения, но и на его целостную структуру, художественную форму. Учащийся способен передать образ произведения художественными языковыми средствами. Данный уровень восприятия характерен для завершающего этапа обучения учащихся в начальной школе. Однако, это может произойти и раньше у конкретного ребенка.

Диагностирование литературного развития младших школьников осуществляется посредством специальных тестовых заданий. Они представляют собой письменную работу, реализуемую в несколько этапов:

  1. Перечень вопросов, затрагивающих круг чтения ребенка и его интерес к литературе. Здесь задаются вопросы про любые книги, героев, жанровых предпочтениях, читательской самостоятельности учащихся, частоте чтения и т. д. Ответы ребенка помогают оценить его потребность в чтении, восприятие произведений т.е. запоминает ли ребенок авторов, героев, события, имеется ли у него предпочитаемый жанр, что свидетельствует об определенной степени потребности в чтении.
  2. Анкета, направленная на оценку уровня восприятия учащегося литературного произведения. Анкета в включает вопросы, позволяющие оценить практические читательские навыки и потенциальные способности, уровень текущего владения литературными знаниями.
  3. Вопросы, затрагивающие теоретические аспекты литературы. В частности, оцениваются знания о жанрах литературы, их отличительных чертах, выявляются навыки определения и оценки жанра литературного произведения.
  4. Оценка практических литературных навыков и речевых умений учащихся. Проверяется развитость самостоятельного чтения, использования литературных языковых средств.

Наиболее полно уровень литературных навыков учащихся демонстрирует качество чтения. Другие вопросы теста помогают дополнить картину и выявить индивидуальные затруднения учащихся в литературном образовании.

Замечание 1

Качество восприятия литературного произведения может варьироваться на разных этапах начального школьного обучения, но оно непременно должно иметь положительную динамику развития.

Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot