Основные направления диагностики развития речи дошкольников
Развитие речи – это процесс овладения навыками и средствами устной и письменной речи.
Развитие речи имеет свою специфику и, по-разному проявляется на разных возрастных этапах развития.
Речь является необходимым условием развития человека, поскольку без нее невозможно полноценное социальное становление личности. Речь развивается в ходе построения ребенком коммуникативных связей т.е. в общении, при чтении литературы, в культурном социальном пространстве.
Речь лежит в основе коммуникации людей. В ходе общения человек использует разнообразные средства общения, приоритетное место среди которых, отводится речи. Она является способом передачи информационных данных.
Развитие речи начинается с самого рождения и проходит в течении всего дошкольного возраста. Любые нарушения речи требуют корректировки, поскольку речь оказывает воздействие на интеллектуальное развитие ребенка, его коммуникативные навыки, социальное становление и общее развитие.
Рисунок 1. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы устранить проблемы в речевом развитии ребенка, необходимо их своевременно обнаружить и разработать программу коррекции. Поэтому, необходимо диагностировать уровень речевого развития ребенка по следующим направлениям:
- Развитие фонематического слуха и звукового анализа. Здесь предполагается определение степени развитости восприятия речи на слух, определение позиций звуков в слове, правильности постановки звуков при произношении отдельных слов. Ребенок должен уметь верно произносить звуки, независимо от того, в какой позиции слова они расположены. Диагностика сводится к определению степени нарушений произношения гласных и согласных звуков в открытых и закрытых слогах, в определенной позиции слова, отдельно от слова или в слове.
- Формирование лексического строя речи ребенка. Предполагается определение объема активного словаря ребенка, умения строить связные фразы и высказывания, быстро подбирать слова, отождествляющие конкретный объект и его смысловое назначение. Необходимо проверить качественный и количественный состав слова, умение использовать выразительные средства языка и верно применять их в речевых конструкциях.
- Формирование грамматического строя речи. Проводится выявление умений правильного построения простых и сложных предложений, использование верных грамматических конструкций, применение различных частей речи в предложении в верном сочетании, правильное склонение и спряжение глаголов, использование прилагательных в согласовании с существительными в роде, числе, правильный падеж существительного в предложении и др. Ребенок должен понимать устройство грамматических структур. Для этого, как правило, проводится анализ его письменной речи. Потому что устная речь, чаще всего, содержит простые конструкции.
- Уровень осмысленности речи. Речь ребенка должна носить осознанный характер т.е. он должен понимать, о чем он говорит, что он имеет в виду. Речь должна отвечать уровню интеллектуального развития ребенка. Связная речь проверяется на основе умения строить связный рассказ, пересказывать текст, строить монологи разной длительности и сложности. Диагностика развития связной речи требует тщательного подбора условий, поскольку, связные высказывания зависят от определенных обстоятельств, условий общения, системы взаимоотношений между участниками диалога.
Рисунок 2. Диагностика речевого развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация диагностики речевого развития дошкольника
Диагностика речевого развития требует подбора специальных методов, которые зависят от направления исследования т.е. если проводится выявление уровня развития лексического строя, то выбираются различные словесные упражнения, а исследование грамматического строя речи требует применения наглядного материала для построения предложений по схемам или составление описания по картинке.
Организация диагностики речевого развития дошкольника проводится на основании следующих мероприятий:
- Выбор слов, владение которыми будет проверяться. Составляется минимальный словарный запас, который отвечает определенному возрастному этапу развития ребенка. Если ребенок владеет этим минимум, то его речь, а именно лексический строй, находится на нормальном уровне развития.
- Индивидуальное диагностирование разных сторон речи каждого ребенка. Необходимо использовать индивидуальные методы и формы диагностирования, отвечающие особенностям развития конкретного ребенка.
- Побор материала для диагностирования. Диагностика основывается на использовании такого материала, который будет максимально доступным для восприятия и понимания ребенком.
- Диагностика требует тщательной подготовки т.е. создания специальных условий, в которых проводится исследование. Они должны отвечать возрастным особенностям развития ребенка и мотивировать детей к принятию участия в нем.
- Речь экспериментатора должна быть понятной и доступной для восприятия ребенком.
- Диагностика речевого развития требует поэтапного проведения. Это даст наиболее эффективные результаты исследований и позволит сформировать более полноценные выводы о речевом развитии и спроектировать оптимальную программу речевой коррекции при необходимости.
Диагностика речевого развития дошкольников может носить, как общую, так и конкретную направленность т.е. может быть проведено исследование общего развития речи ребенка, а может быть исследована отдельная сторона речи ребенка.
Рисунок 3.
Любая диагностика проводится по определенным критериям и завершается заполнением таблицы, содержащей всего параметры и условия исследований и их итоги, соотношение между критериями оценки и реальными показателями речевого развития, выявленными в ходе диагностики. На основании этого, формулируются заключения об уровне речевого развития ребенка, выявляются отклонения в нем и даются рекомендации по коррекции.