Классный руководитель – это учитель в школе, который осуществляет функции организации школьной жизни учащихся; сохранения, укрепления и развития взаимопонимания и взаимодействия учащихся между собой, с родителями и иными участниками образовательного процесса.
Содержание работы классного руководителя и его функции
В настоящее время все большую значимость приобретает деятельность классного руководителя. Это обусловлено тем, что внеклассную и внеурочную деятельность детей организует классный руководитель, а также осуществляет необходимую воспитательную работу. Именно поэтому к профессиональной компетенции педагога, выдвигаемого на роль классного руководителя, подходят очень ответственно.
Классный руководитель является главным человеком в воспитании и развитии личности учащегося. Его основными функциями являются:
- Осуществление воспитательной работы среди учащихся, как всего класса, так и с отдельными учениками индивидуально.
- Осуществление работы с родителями учащихся, направленной на овладение ими необходимых приемов по воспитанию и развитию детей, а также с целью объединения усилий школы и родителей в воспитании, развитии и обучении детей.
- Организация внеурочной и культурно-массовой работы с учащимися.
- Оказание содействия участникам воспитательно-образовательного процесса в создании необходимых условий для достижения поставленных образовательных целей.
- Планирование и координирование воспитательной работы с учащимися курируемого класса, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Таким образом, роль классного руководителя в воспитании и развитии детей очень велика. Именно классный руководитель находится в постоянном взаимодействии с учащимися, оказывает на них необходимое педагогическое воздействие, помогает разрешить сложные ситуации (жизненные, школьные, в общении с одноклассниками и т.д.). То есть, помимо преподавания определенного учебного предмета, классный руководитель осуществляет воспитательную работу с учащимися своего класса.
Основные перспективные формы воспитательно-образовательной деятельности классного руководителя:
- Информационно-массовые формы – организуются в форме диспутов, дискуссий, конференций, вечеров встреч, интеллектуальных игр и т.п.
- Групповые и деятельностно-практические формы – проводятся в форме творческих групп, экскурсий, праздников, игр, олимпиад и т.д.
- Интерактивные формы – организуются в форме КВН, фестивалей, кружков, школьных клубов и т.д.
- Диалогические формы – это беседы, межролевое общение и т.п.
- Индивидуальные формы – это творческие задания, индивидуальная работа учащихся, отчеты и т.д.
- Наглядные формы – организуются в форме выставок детского творчества, книжных выставок, тематических стендов и т.д.
Таким образом, деятельность классного руководителя очень сложна и многогранна, так как он организует воспитательную работу с учащимися, осуществляет работу с родителями и педагогами, а также с общественностью по вопросам воспитания и развития учащихся.
Примерна программа деятельности классного руководителя по вопросам приобщения учащихся к системе культурных ценностей
Основная цель программы – создание необходимых условий для формирования социально активной и духовно богатой личности, которая относится бережно и уважительно к историческому и культурному наследию своего Отечеству, готовой сохранять и преумножать данные богатства.
Задачи программы:
- Расширение представлений учащихся о культурных, исторических и духовных традициях своей малой Родины.
- Осознание собственной значимости в развитии своей страны.
- Формирование таких личностных качеств как: гражданская позиция, патриотизм, нравственность, культура.
- Организация совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей, направленной на достижение поставленной цели.
- Сплочение детского коллектива.
Программа, разработанная классным руководителем по приобщению учащихся к системе культурных ценностей, направлена на реализацию таких базовых компонентов как: мировоззренческий, деятельностный, культурологический, поведенческий и личностный.
Реализации программы должна осуществляться с опорой на следующие принципы:
- Принцип общественной направленности.
- Принцип взаимосвязи воспитания с обучением и развитием учащихся.
- Принцип опоры на положительный пример.
- Принцип гуманизации воспитания и обучения.
- Принцип лично-ориентированного воспитания.
- Принцип единства воспитательного воздействия.
Исходя из поставленной цели, содержание программы классного руководителя направлено на формирование у учащихся курируемого класса:
- Патриотизма и гражданственности.
- Формирование общепризнанных норм и правил поведения, в соответствии с нормами и правилами, установленными в обществе.
- Приобщение учащихся к системе культурных ценностей.
- Формирование экологической культуры, предусматривающей ценностное отношение к окружающей природе, своему здоровью и здоровью окружающих людей, а также в общем к людям.
- Формирование умения видеть и понимать прекрасное в окружающем (природе, созданном руками человека).
- Формирование потребности выражать собственные эстетические чувства посредством творческой деятельности.
- Формирование таких личностных качеств как: лидерство, активная жизненная позиция, организаторские умения и навыки.
Каждый педагог сам определяет свою роль во влиянии на ученика. Вклад классного руководителя в развитие растущей личности заключается в том, чтобы помочь ребёнку реализовать свой личностный потенциал, чтобы, оказавшись на перепутье между добром и злом, нравственностью и безнравственностью, ответственностью и безответственностью, он чувствовал силу своих корней и уверенность, делая выбор в пользу честного и справедливого пути.