Детский апперцептивный тест – это тест, разработанный Соней и Леопольдом Беллак, он относится к классу интерпретативных методик, проецирующих значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности ребенка.
Общая характеристика теста
Детский тематический апперцептивный тест позволяет выявить:
- Ведущие мотивы и потребности ребенка.
- Особенности отношений с родителями, в том числе и как к супружеской паре.
- Особенности восприятия своей семьи и места собственного «Я» в ней.
- Содержание внутриличностных конфликтов, являющихся следствием фрустраций, определяющих потребности ребенка.
- Особенности защитного механизма ребенка, как одного из способа разрешения внутренних конфликтов.
- Определение наличия агрессивных фантазий, страхов, фобий, тревог, которые связаны с ситуациями фрустрации.
- Структурные и динамические особенности поведения ребенка со сверстниками.
Тест был создан для того, чтобы облегчить понимание отношения ребенка к наиболее значимым стимулам и фигурам. Именно поэтому в тесте используются образы животных. Животные представлены в определенных ситуациях, которые отражают текущие проблемы ребенка. Основными проблемами детей, отраженными в картинках являются взаимоотношения между родителями, братьями и сестрами, понимание мира взрослых, страх остаться одному, правила поведения, родительские реакции и т.д. Тест разработан для проведения среди детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет. Время проведения тестирования – 30-40 минут.
Картинки теста:
- «Цыплята за столом» - за столом, на котором стоит большая тарелка с едой сидят цыплята, рядом неясно очерченная большая курица.
- «Медведи, которые перетягивают канат» - один конец каната тянет один медведь, другой конец каната тянут медведь и медвежонок.
- «Лев с трубкой» - в кресле сидит лев с трубкой и тростью, в нижнем правом углу картинки нарисована норка, возле которой сидит мышка.
- «Кенгуру с кенгурятами» - мама-кенгуру в красивой шляпе, несет сумку с продуктами, один кенгуренок с воздушным шаром сидит у нее в сумке, а другой едет рядом на велосипеде.
- «Два медвежонка в кроватке» - спальня, в которой на заднем плане стоит большая кровать, а на переднем плане стоит детская кроватка с двумя медвежатами.
- «Медвежата в затемненной пещере» - темная пещера, в которой видны две неясные большие фигуры медведей на заднем плане, на переднем плане лежит маленький медвежонок.
- «Разъяренный тигр и обезьяна» - обезьяна и тигр прыгают друг на друга, у тигра обнажены когти и клыки.
- «Взрослая обезьяна разговаривает с маленькой обезьянкой» - на картине изображены две взрослые обезьяны, которые сидят на диванчике и пьют чай, рядом на подушке сидит большая обезьяна и о чем-то разговаривает с маленькой обезьянкой.
- «Зайчонок в темной комнате» - темная комната, которая видна через открытую дверь, в ней на кровати сидит маленький зайчонок и смотрит на дверь.
- «Щенок на лапах взрослой собаки» - щенок, лежит на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в ванной комнате.
Порядок проведения тестирования
Тестирование проводят индивидуально с каждым ребенком. Предварительно с ним необходимо установить контакт и доверительные отношения, после чего предъявляют к просмотру картинки. Атмосфера тестирования – игровая. Педагог показывает ребенку картинку и просит рассказать, что на ней изображено, какая ситуация складывается между животными на картинке. В процессе рассказа ребенка его нельзя прерывать, дополнять или задавать наводящие вопросы и т.д. В том случае, если ребенок стесняется или затрудняется, то его необходимо приободрить. Однако подсказки не должны носить внушающий характер.
Во время ответа ребенка, педагог фиксирует все, что он рассказывает, а также все его комментарии, действия и поведение.
После того как будут рассмотрены и оговорены все картинки, можно возвращаться к некоторым картинкам для уточнения отдельных моментов. Например, уточнить, почему ребенок именно так назвал конкретного персонажа, его возраст и место действия и т.д.
В том случае, если в процессе тестирования ребенок не может сосредоточиться, то исследование необходимо ненадолго отложить.
Все картинки пронумерованы, показывать их необходимо в строго установленной последовательности. Нельзя показывать ребенку все картинки сразу, тем более давать ими играть.
В случае, если ребенок активный и ему сложно находится в статичном состоянии длительное время, то просмотр картинок делят на 2-3 этапа, либо тестирование сокращают до нескольких картинок, освещающих специфические проблемы.
Анализ результатов тестирования
Анализ полученных результатов (рассказов) детей, осуществляется следующим образом:
Определение героя, с которым ребенок идентифицирует себя. Таким героем является то животное, чьи мысли и чувства ребенок описывает подробно, а также с которым совпадают возраст, пол, социальный статус или имя.
Выделение важнейших характеристик героя, его чувств, желаний и потребностей. Все выявленные потребности и желания оцениваются по пятибалльной шкале, в зависимости от их значения и частоты в сюжете рассказа. Сумма баллов по каждой переменной сравнивают с установленным стандартом, установленным для каждой группы испытуемых.
Определение и оценка сил, которые исходят от «героя» рассказа и от описанной ребенком окружающей среды сюжета. Учитывают и динамику сочетания среды и героя и общее содержание сюжета:
- что реально совершается ребенком;
- к чему он стремится;
- что чаще всего проявляется в его фантазии;
- то, что ребенок испытывает в данный момент, его чувства и переживания;
- то, как он видит свое будущее.
Итогом всего анализа будет картина того к чему стремится ребенок, его основные потребности, оказываемое на него воздействие, возможные конфликты с окружающими (родителями, братьями, сестрами, друзьями и т.п.), используемые способы разрешения конфликтов.