Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детский тематический апперцептивный тест

Определение 1

Детский апперцептивный тест – это тест, разработанный Соней и Леопольдом Беллак, он относится к классу интерпретативных методик, проецирующих значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности ребенка.

Общая характеристика теста

Детский тематический апперцептивный тест позволяет выявить:

  1. Ведущие мотивы и потребности ребенка.
  2. Особенности отношений с родителями, в том числе и как к супружеской паре.
  3. Особенности восприятия своей семьи и места собственного «Я» в ней.
  4. Содержание внутриличностных конфликтов, являющихся следствием фрустраций, определяющих потребности ребенка.
  5. Особенности защитного механизма ребенка, как одного из способа разрешения внутренних конфликтов.
  6. Определение наличия агрессивных фантазий, страхов, фобий, тревог, которые связаны с ситуациями фрустрации.
  7. Структурные и динамические особенности поведения ребенка со сверстниками.

Тест был создан для того, чтобы облегчить понимание отношения ребенка к наиболее значимым стимулам и фигурам. Именно поэтому в тесте используются образы животных. Животные представлены в определенных ситуациях, которые отражают текущие проблемы ребенка. Основными проблемами детей, отраженными в картинках являются взаимоотношения между родителями, братьями и сестрами, понимание мира взрослых, страх остаться одному, правила поведения, родительские реакции и т.д. Тест разработан для проведения среди детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет. Время проведения тестирования – 30-40 минут.

Картинки теста:

  1. «Цыплята за столом» - за столом, на котором стоит большая тарелка с едой сидят цыплята, рядом неясно очерченная большая курица.
  2. «Медведи, которые перетягивают канат» - один конец каната тянет один медведь, другой конец каната тянут медведь и медвежонок.
  3. «Лев с трубкой» - в кресле сидит лев с трубкой и тростью, в нижнем правом углу картинки нарисована норка, возле которой сидит мышка.
  4. «Кенгуру с кенгурятами» - мама-кенгуру в красивой шляпе, несет сумку с продуктами, один кенгуренок с воздушным шаром сидит у нее в сумке, а другой едет рядом на велосипеде.
  5. «Два медвежонка в кроватке» - спальня, в которой на заднем плане стоит большая кровать, а на переднем плане стоит детская кроватка с двумя медвежатами.
  6. «Медвежата в затемненной пещере» - темная пещера, в которой видны две неясные большие фигуры медведей на заднем плане, на переднем плане лежит маленький медвежонок.
  7. «Разъяренный тигр и обезьяна» - обезьяна и тигр прыгают друг на друга, у тигра обнажены когти и клыки.
  8. «Взрослая обезьяна разговаривает с маленькой обезьянкой» - на картине изображены две взрослые обезьяны, которые сидят на диванчике и пьют чай, рядом на подушке сидит большая обезьяна и о чем-то разговаривает с маленькой обезьянкой.
  9. «Зайчонок в темной комнате» - темная комната, которая видна через открытую дверь, в ней на кровати сидит маленький зайчонок и смотрит на дверь.
  10. «Щенок на лапах взрослой собаки» - щенок, лежит на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в ванной комнате.
«Детский тематический апперцептивный тест» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Порядок проведения тестирования

Тестирование проводят индивидуально с каждым ребенком. Предварительно с ним необходимо установить контакт и доверительные отношения, после чего предъявляют к просмотру картинки. Атмосфера тестирования – игровая. Педагог показывает ребенку картинку и просит рассказать, что на ней изображено, какая ситуация складывается между животными на картинке. В процессе рассказа ребенка его нельзя прерывать, дополнять или задавать наводящие вопросы и т.д. В том случае, если ребенок стесняется или затрудняется, то его необходимо приободрить. Однако подсказки не должны носить внушающий характер.

Во время ответа ребенка, педагог фиксирует все, что он рассказывает, а также все его комментарии, действия и поведение.

После того как будут рассмотрены и оговорены все картинки, можно возвращаться к некоторым картинкам для уточнения отдельных моментов. Например, уточнить, почему ребенок именно так назвал конкретного персонажа, его возраст и место действия и т.д.

В том случае, если в процессе тестирования ребенок не может сосредоточиться, то исследование необходимо ненадолго отложить.

Все картинки пронумерованы, показывать их необходимо в строго установленной последовательности. Нельзя показывать ребенку все картинки сразу, тем более давать ими играть.

В случае, если ребенок активный и ему сложно находится в статичном состоянии длительное время, то просмотр картинок делят на 2-3 этапа, либо тестирование сокращают до нескольких картинок, освещающих специфические проблемы.

Анализ результатов тестирования

Анализ полученных результатов (рассказов) детей, осуществляется следующим образом:

  1. Определение героя, с которым ребенок идентифицирует себя. Таким героем является то животное, чьи мысли и чувства ребенок описывает подробно, а также с которым совпадают возраст, пол, социальный статус или имя.

  2. Выделение важнейших характеристик героя, его чувств, желаний и потребностей. Все выявленные потребности и желания оцениваются по пятибалльной шкале, в зависимости от их значения и частоты в сюжете рассказа. Сумма баллов по каждой переменной сравнивают с установленным стандартом, установленным для каждой группы испытуемых.

  3. Определение и оценка сил, которые исходят от «героя» рассказа и от описанной ребенком окружающей среды сюжета. Учитывают и динамику сочетания среды и героя и общее содержание сюжета:

    • что реально совершается ребенком;
    • к чему он стремится;
    • что чаще всего проявляется в его фантазии;
    • то, что ребенок испытывает в данный момент, его чувства и переживания;
    • то, как он видит свое будущее.

Итогом всего анализа будет картина того к чему стремится ребенок, его основные потребности, оказываемое на него воздействие, возможные конфликты с окружающими (родителями, братьями, сестрами, друзьями и т.п.), используемые способы разрешения конфликтов.

Дата последнего обновления статьи: 08.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot