Необходимость отвечать на детские вопросы
Детские вопросы всегда были одной из основных форм проявления детской любознательности и познавательных интересов. Мотивы вопросов могут различаться, они могут быть познавательными и коммуникативными. Коммуникативные вопросы дети задают, чтобы привлечь внимание взрослого к своим переживаниям, установить контакт с ними. Познавательные вопросы задаются детьми в связи с их любознательностью, когда они чувствуют недостаток знаний, стремятся к их пополнению, приобретению и уточнению.
Психологи свидетельствуют о том, что нет ни одной области знаний, которую бы не затрагивали детские вопросы. Дети могут интересоваться окружающими их предметами, далекими планетами и космосом, явлениями общественной жизни, природой и всем живым на планете Земля.
Постепенно, с взрослением, вопросы детей меняются по форме. Детей двух- трехлетнего возраста интересуют названия предметов, их свойства и основные качества. Они задают вопросы типа «где? кто? что?». В более старшем возрасте дети характеризуются активной мыслительной переработкой впечатлений об окружающем. Их вопросы направлены на возможность уяснить связи и отношения предметов и явлений действительности.
Пик вопросов обычно приходится на период 4,5-5,5 лет. В более старшем возрасте объем вопросов у детей начинает идти на спад, так как ребенок начинает своими силами стремиться найти ответ на возникший у него ряд вопросов, либо из-за того, что меняются условия его воспитания и обучения: взрослые перестают поощрять любознательность ребенка, часто выражая неудовольствие относительно постоянного потока их вопросов. В результате этого, ребенок развивает у себя представление о том, что задавать вопросы – это значит показать свою неосведомленность.
Правила ответов на детские вопросы
Умение толково и доступно ответить на детский вопрос – большое искусство. Дети обычно задают свои вопросы не каждому взрослому, а только тем, которые смогли завоевать их доверие. Чаще всего они обращаются к тем взрослым, которые могут внимательно их выслушать и дать серьезный и интересный ответ. Отсюда следует наиболее значимое требование к ответам на вопросы детей – уважительно и бережно у ним относиться. Необходимо вникнуть в мотив задаваемого вопрос, постараться понять, что именно побудило ребенка задать его. Зачастую вопрос по форме может быть познавательным, но для ребенка он выступает в качестве повода вызвать взрослого на общение и привлечь его к своему эмоциональному состоянию.
На познавательные вопросы необходимо отвечать так, чтобы у ребенка не погасла искра любознательности, более того, необходимо стремиться разжечь из нее незатухающее пламя. Детскую любознательность гасят длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают никакого простора для собственных детских размышлений и фантазий, сомнений. Иными словами, ответ должен соответствовать следующим требованиям – краткость и определенность ответа. Необходимо принимать во внимание уровень умственного развития детей и обращаться к его индивидуальному жизненному опыту.
Нужно чаще задавать ребенку встречные вопросы, направленные на выяснение его мыслей, следует предлагать ему подумать вместе, вовлекать его в беседу, в процессе которой совместными усилиями будет найден ответ.
Нельзя подавлять детей грузом своих знаний, не следует торопиться с ответом. Нельзя забывать, что нужно дать детям представления, касающиеся того, что в мире есть масса источников знаний, которыми они должны овладеть в будущем. Если вопросы детей связаны с недостатком у них знаний, то должны быть созданы условия для ликвидации тех или иных пробелов в знаниях. Для этого можно организовать наблюдение или прочитать ребенку подходящую по смыслу книгу.
Нельзя забывать, что в дошкольный период опасно превращать детей во всезнаек, которым кажется, что они обо всем слышали, все усвоили, а на самом деле много информации запомнили, но не поняли. В результате у детей может снизиться острота и новизна процесса восприятия знаний в последующие годы.
К любым вопросам детей необходимо относиться с вниманием и уважением, нельзя от них отмахиваться. Следует внимательно вслушиваться в детские вопросы, стараться понять, что заинтересовало ребенка в том предмете и явлении, о котором он задает вопрос.
Следует давать краткие и доступные для понимания дошкольников ответы, избегать во время разговора с ребенком сложных слов, терминологии, книжных оборотов речи.
Ответы должны не просто обогащать детей определенным объемом новых знаний, но и побуждать их к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
Также взрослый своими ответами должен стремиться к поощрению самостоятельной мыслительной деятельности детей, отвечать на его вопрос встречным вопросом «Как ты думаешь?». В ответ на вопросы детей нужно постараться вовлекать его в процесс наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему подходящую книгу, вместе рассмотреть и обсудить тематический иллюстрированный материал.
При ответах на вопросы детей, следует воспитывать на их чувства, воспитывать в них чуткость, гуманность и тактичность к окружающим людям.
Если ответы на вопросы ребенка предполагают необходимость сообщать сложные, недоступные для понимания дошкольником знаний, не нужно бояться сказать ему, что пока он маленький и не сможет полностью понять необходимую информацию, но когда он пойдет в школу, то многое узнает и сможет самостоятельно ответить на свой вопрос.