Риторика как учебный предмет в начальной школе
История развития риторики в качестве школьного учебного предмета началась в V-VII вв. до н.э. с древнегреческих риторических школ, в которых обучались мальчики с 7 лет до 21 года. Среди предметов в этой школе была риторика – наиболее древняя на планете наука, наука об искусстве речи, ораторском искусстве, красноречии, обобщающая опыт мастеров слова, устанавливающая правила речевого поведения.
Древнерусское красноречие достигло расцвета в XI-XII веках, когда Русь переняла церковные и риторические традиции православной византийской ритуальной речи. В XVI веке риторические образцы на Руси были представлены переписками, например, переписка князя Андрея Курбского и царем Московским Иваном Грозным.
Первый опубликованный в России курс риторики был представлен переводом латинской риторики Ф. Меленхтона в переработке Л. Лоссия.
В XVII-VIII веках в России создали отечественные риторические курсы. Наиболее известен труд М. В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию». Предмет риторики Ломоносов видел в поэзии, в обучении рекомендовал подражать, упражняться и учиться на опыте прославленных ораторов, например, Цицерона. К концу XVIII века риторику преподавали во всех гимназиях и лицеях России.
Риторика пришла в школу под другими названиями, например, словесности, культуры речи, развития речь на уроках русского языка.
Словесность – это название учебного предмета и филологических наук в совокупности – литературоведение, языкознание, теория речи и стилистика.
Культура речи – это область языкознания, учебный предмет, которым предполагается процесс усвоения речевых норм.
Развитие речи на уроках русского языка представляет процесс овладения языковыми средствами и механизмами речи с целью выразить мысли и чувства.
В ХХ веке появились науки, занимающиеся исследованием различных сторон речи. Психолингвистикой, теорией коммуникации, теорией диалога, культурой речи была создана основа для возрождения древней науки риторики в формате неориторики. Этим было подготовлено возвращение в образовательные учреждения курса школьной риторики, необходимость которой подтвердили результаты исследований ученых научно-методической школы Т. А. Ладыженской, которые были проведены в период 70-80-х годов ХХ века. Учеными было доказано, что без специального обучения дети не способны овладеть речью в должной мере, не могут ориентироваться в конкретной речевой ситуации, а также не способны высказываться в соответствии со своими замыслами.
Программа «Речь» научной школы Т. А. Ладыженской
К основным задачам программы относят:
- помочь детям в осмыслении их собственной речевой практике;
- предоставить знания, касающиеся речи;
- обучить созданию текстов;
- создать основу для осознания детьми взаимосвязи языка с действительностью, языком и мышлением;
- разработать основы культуры речевого поведения;
- развить понимание уместности речи;
- развивать литературно-творческое начало.
Основа программы «Речь» представлена понятиями речевого плана, правилами, обучающими школьников речевым умениями. Центральное в программе понятие – «текст», так как конечная цель речевой работы заключается в обучении школьников связно выражать свои мысли в устной или письменной формах.
Ответ внедрения программы «Речь» в образовательный процесс дал возможность авторскому составу разработать в коне ХХ века учебный курс «Детская риторика».
Отличительной чертой курса детской риторики выступает его прагматическая направленность, отраженная в цели, то есть обучение умелой, искусной, то есть аффективной речи и эффективному общению. Прагматическая направленность курса по детской риторике обеспечено практико-ориентированными установками на определение предметных результатов, к которым относят инструментальные знания, коммуникативно-риторические умения, способность овладевать общекультурными ценностями эффективного общения.
В программе курса детской риторике выделяют два главных блока: общение и речевые жанры.
Блок общение соотнесен с общей классической риторикой, его содержанием предусматривается формирование у младшего школьника представлений, касающихся общения в качестве взаимодействия людей, видов общения, коммуникативных качеств речи, речевой ситуации и ее компонентов. На основании осознания учениками компонентов речевой ситуации формируется привычка и навык ориентирования в ситуации общения, определение коммуникативной стратегии и коммуникативного намерения, оценивая степень их реализации в общении.
Второй блок – речевые жанры – соотнесен частной риторикой, которую в классической риторике обозначали темой «роды, виды, жанры». Содержание данного блока ориентирует педагога на формирование у младшего школьника представлений, касающихся типов текстов, речевых жанров в качестве разновидностей текста. Центральным понятием блока является речевой жанр, который трактуется в качестве текста определенной коммуникативной направленности, существующей в речевой практике (просьбы, комплименты, объявления, аннотации, информационные заметки, подписи к фотографиям, невыдуманные рассказы и пр.).
Речевой жанр в качестве одной из основных дидактических единиц курса во многом определяет методику обучения учеников начальной школы риторике. Основные виды работ:
- ознакомить с образцами конкретных жанров;
- осмыслить его особенности с позиции сферы употребления, адресата, коммуникативных задач;
- анализировать типичные недостатки в структуре и речевом оформлении изучаемого жанра;
- создать его отдельные фрагменты;
- самостоятельно создавать жанр на предложенную тему и пр.
Программа каждого класса обязательно включает оба блока, вопросы первого блока рассматривают с углублением от класса к классу на примере конкретных жанров речи.
В начале ХХI века детская риторика получила новый статус, то есть в соответствии с требованиями ФГОС НОО и установками Примерной программы начального общего образования, обучение риторике рассматривалось как внеурочная деятельность.