Понятие одаренности
Одаренность – это свойство человеческой психики, открывающее возможности достижения более высоких результатов в какой-то деятельности, нежели предусмотрено стандартной программой и чем ожидается от заурядной личности.
Одаренность позволяет личности достичь успехов в различных направлениях человеческой деятельности, возможно даже в нескольких ее видах, по сравнению с другими людьми.
Детская одаренность –это яркие свойства личности ребенка, выдающиеся качества или наличие предпосылок для их развития, позволяющие достичь незаурядных результатов в том или ином виде деятельности.
Детская одаренность может проявляться в интеллектуальном развитии ребенка, одаренности в разнообразных научных направлениях и сфере искусства, нестандартности мышления и психического развития, которое приносит отрицательные результаты в освоении базовых программ обучения, но дает ребенку нестандартные интеллектуальные резервы.
Одаренные дети характеризуются следующими свойствами, отличающими их от обычных людей:
- Высокий уровень развития интеллекта, незаурядные физические качества, наличие талантов, уровень восприятия учебного процесса;
- Наличие преобладающей, активной не насыщаемой потребности в познании;
- Интеллектуальная работа приносит ребенку огромную радость и удовлетворение.
Одаренность является следствием генетической наследственности ребенка или особенностей его психического развития. Одаренность выражается в наличие у ребенка разнородных природных задатков, которые требуют развития. Их эффективное развитие определяется социальными факторами т.е. особенностями жизнедеятельности ребенка, устройства социальной среды, в которой он живет и выполняет различные виды деятельности: трудовую, игровую, учебную, а также системой педагогического воздействия. От нее, во многом, зависит эффективность развития природных задатков ребенка и направление его способностей на достижение высоких целей, полезной социальной деятельности.
Педагогическая работа с одаренными детьми начинается на этапе обучения в начальной школе. Первоначально, педагог занимается выявлением одаренных детей. для этого обращается внимание на особенности интеллектуального развития каждого ребенка, функционирование его психических процессов, свойства памяти, развитие речи, логики и мышления, умение мыслить нестандартно, решать незаурядные задачи.
Принципы и формы работы с одаренными детьми
Педагогическая работа с одаренными детьми является ключевым фактором развития одаренности, направления талантов и нестандартных способностей ребенка в нужное русло.
В этой связи, учебные заведения должны непрерывно развивать и совершенствовать методическое оснащение школ, ориентированное на работу с одаренными детьми. Кроме того, необходимо признать тот факт, что работа с одаренными детьми является приоритетным направлениям педагогической деятельности, поскольку она дает положительный эффект для всей социальной сферы.
Работа с одаренными детьми в учебном учреждении должна строится по следующим принципам:
- Принцип разнообразия возможностей по личностному развитию одаренного ребенка.
- Принцип приоритета места внеурочной деятельности.
- Принцип индивидуального обучения, опирающегося на дифференцированный подход в его организации.
- Принцип минимизации участия педагога и ориентация на самостоятельную деятельность учащихся.
- Принцип права выбора учащимся направлений внеурочной деятельности, дополнительных услуг в обучении.
В современном обществе, работа с одаренными детьми должна возлагаться на высоко квалифицированных педагогов, которые владеют новыми приемами и технологиями в образовательной сфере, способны к применению нестандартного подхода в обучении, владеют должным уровнем педагогического мастерства и заинтересованы в достижении целей и задач образования.
Работа с одаренными детьми в учебных учреждениях организуется в следующих формах:
- Создание кружков по интересам;
- Объединение учащихся разных классов в группы для дополнительных занятий по определенным направлениям, с целью углубления знаний и навыков;
- Организация исследовательских проектов;
- Проведение конкурсов: школьных, районных, городских, всероссийских, международных;
- Проведение интеллектуальных игр;
- Проведение интеллектуальных марафонов;
- Организация олимпиад;
- Организация научно-практических конференций;
- Создание творческих мастерских;
- Различные вариации «мозговых штурмов».
Современные направления работы с одаренными детьми
В современном обществе, работа с одаренными детьми сталкивается с рядом значимых проблем.
Первостепенной из них является недостаточность диагностических методов для выявления одаренных детей. Одаренность является таким явлением, которое проявляется в многообразных формах. Для выявления одаренных детей необходимо использовать большой арсенал средств и методов.
Еще одной весомой проблемой является наличие затруднений педагогического и психологического характера, вызванные разнообразием детской одаренности. Одаренность может носить скрытый характер, иметь возрастное проявление. В этой связи, методы ее выявления и педагогического воздействия на одаренных детей приобретают характер противоречивости. Необходимо выработать единый подход к пониманию детской одаренности, чтобы упростить ее выявление. Но в настоящее время такого подхода не имеется.
Ключевыми идеями развития детской одаренности в современной системе образования являются следующие:
- Ориентация на максимально возможное продуктивное развитие способностей учащихся. Предполагается сочетать умственное развитие с моральными нормами и общественными ценностями т.е. нельзя отделять обучение от воспитания.
- Предоставление права выбора каждым учащимся форм и методов обучения. Это позволит максимально развить детей с разным уровнем и направлением одаренности.
- Создание в учебном учреждении атмосферы, благоприятно влияющей на развитие учащихся, развивающее их мотивацию к познанию. Необходимо создать уют, комфортную доверительную обстановку, дать учащимся почувствовать себя защищенными, создание условий для взаимопомощи, искренность и развитие умений принятия критической оценки.
- Выявление максимального количества детей с признаками одаренности и создание условий для их развития. Для этого целесообразно применять комплекс мер медицинского, психологического и педагогического характера.